Людмила Нижевич: «Все, что особенно волновало сельхозпроизводителей, четко и ясно прописано в новом Налоговом кодексе»

Без излишнего финансового бремени

Так устроен мир, что налоговые новости не часто бывают радостными для бухгалтеров и бизнеса. Агробизнеса в том числе. Однако любому правилу свойственны исключения. 1 января в Беларуси вступил в силу обновленный Налоговый кодекс (НК). Документ стал более прост в восприятии, а значит, читаем и доступен. Его акценты — упрощение администрирования, поддержка добросовестных налогоплательщиков и устранение былых противоречий. «СГ» в первую очередь интересует, какие изменения касаются работы конкретно сельхозпроизводителей?

Об этом и других новшествах Налогового кодекса-2019 — в интервью с заместителем председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Людмилой НИЖЕВИЧ.


— Людмила Ивановна, вы принимали самое непосредственное участие в работе над новой редакцией кодекса. Как известно, он касается буквально каждого человека, коллективов предприятий, общественных и отраслевых организаций. Сложно шла работа?

— На первом этапе были созданы две рабочие группы — межведомственная при Минфине и постоянно действующая при Правительстве. Проект готовился с прив­лечением госорганов, экспертов бизнес-сою­зов, представителей крупных предприятий, бухгалтеров, юристов-практиков, аудиторов. Активное участие принимали депутаты. В первую группу входили 60 человек, половина из которых — представители бизнеса и независимые эксперты. Буквально каждый имел возможность внести свои предложения, представить свое видение решения той или иной проблемы. Все предложения обсуждались, и выносилось коллегиальное решение о принятии его или отклонении, либо о дополнительной проработке. В итоге выработали очень много новых подходов по совершенствованию порядка исчисления налогов, их взыскания, упрощению налогового администрирования. Один из главных акцентов — доступность изложения норм Налогового кодекса, чтобы они были понятны для всех плательщиков: крупного бизнеса, организаций и физических лиц. А принципиально важная особенность — это документ прямого действия. Никаких подзаконных актов не требуется.

— Насколько известно, работа была организована плотно и активно: рабочая группа собиралась 2—3 раза в неделю, и двери были открыты для всех заинтересованных специалистов, представляющих и отстаивающих интересы своих отраслей.  Насколько в измененном документе учтены мнения специалистов, в том числе аграриев, с мест, тех, кто работает с кодексом непосредственно?

— Мне небезразлично, как развивается сельское хозяйство, поэтому сегодня хотелось бы сделать акценты на важных моментах, интересных сельхозпроизводителям. Приятно, что ко мне обращаются люди, которые знают и помнят меня, чтобы я помогла провести ту или иную линию — в данном случае в Налоговом кодексе.

К примеру, ко мне обратилась главный бухгалтер совхоза-комбината «Заря» Мозырского района Елена Ягур с тремя вопросами, которые важны для многих сельхозпредприятий, в том числе имеющих свою переработку. Так вот, именно благодаря Елене Владимировне в нынешнем Налоговом кодексе они урегулированы.

Например, в соответствии с предыдущей редакцией НК на единый налог могли перей­ти сельхозорганизации, у которых выручка от реализации сельхозпродукции в общем занимает 50 процентов. Получается, что та часть продукции, которая отправляется на переработку, не учитывалась. То есть эта норма в кодексе была сформулирована не совсем четко и корректно, что вызывало ряд проблем. Применительно к «Заре» это выглядело так. Кроме сельхозпроизводства, предприятие занимается и переработкой. Но перейти на единый налог оно не могло, потому что масса выручки от переработки больше, чем производство сельхозпродукции. Благодаря тому, что главбух подняла эту проблему, сегодня по Налоговому кодексу предприятия, у которых есть переработка, имеют право уплачивать единый налог по четко расписанной формуле.

Второй вопрос, который удалось довести до логического завершения, — технологические потери. В любом процессе, на любом предприятии, в том числе занимающемся сельхозпроизводством, они есть. Многие из них регламентированы, но по различным отраслям установлены еще нормативными документами Советского Союза. Давно принято постановление Правительства, где все госорганы, которым подчинены соответствующие организации, должны привести старые нормы в соответствие с существующими условиями. Но система сложилась так, что один год работали по локальным актам, другой — только по актам законодательства и так далее. Мы проанализировали всю законодательную базу и в итоге пришли к выводу: предприятиям дано право руководствоваться теми нормами, которые утверждены, или разработать свои локальные акты, и тогда руководитель несет ответственность за их выполнение.

То же самое касается налогового учета расходов на автомобильное топливо. Предприятие вправе использовать данные технической документации завода-изготовителя, а если их нет — самостоятельно устанавливать нормы расхода.

Третий вопрос, о котором важно сказать. В Налоговом кодексе пересмотрены положения, ограничивающие налоговые вычеты по НДС в случае порчи, утраты товаров в результате их естественной убыли при хранении, транспортировке и реализации. Всех волновало, при исчислении НДС в каких объемах можно отнести естественную убыль на затраты? Так вот в новой редакции кодекса плательщикам предоставлено право самостоятельного утверждения норм потерь от недостачи или порчи в случае отсутствия таких норм, установленных законодательством. Это все сделано в интересах предприятий.

— Вот такой нешуточный вопрос в их же интересах, с точки зрения настырного обывателя: машина везет в магазин ящики со спиртными напитками. В каких объемах они могут «заложить» естественный бой? Ведь, что называется, своя рука — владыка…

— Это никак не естественные потери или убыль. Это — бой. Надо сказать, нормированию затрат, учитываемых при налогообложении, в кодексе посвящена отдельная статья. К ним отнесли командировочные расходы, расходы на топливно-энергетические ресурсы, потери от недостач или порчи имущества, расходы на управленческие услуги и некоторые другие. Например, потери от недостачи или порчи имущества также можно будет учесть в пределах законодательно установленных норм естественной убыли, а при их отсутствии — в пределах норм, установленных собственником организации.

Обновленный Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщикам возможность учесть при налогообложении некоторые виды расходов, которые до сих пор не учитывались: вознаграждения работникам по итогам работы за год, проценты по просроченным платежам по займам и кредитам и другие. Эти расходы образовывают группу прочих нормируемых затрат, а их совокупный размер при включении в состав учитываемых при налогообложении затрат не должен превышать одного процента от выручки.

— Чего греха таить, многие считают, что немалая проблема во взаимоотношениях налогоплательщик — налоговый инспектор. При работе над документом специалистами Министерства по налогам и сборам декларировалось немало полезных и, скажем так, приятных моментов. Главные из которых — упреждение нарушений, а не применение штрафных санкций и поддержка добросовестных налогоплательщиков. Что конкретно можно сказать по этому поводу?

— Теперь если налогоплательщик добросовестно 22-го числа каждого месяца исполнял свои обязательства, но вдруг по тем или иным причинам задержал выплаты по налоговым обязательствам, то по обновленному кодексу ему дается 10 дней, чтобы найти деньги и рассчитаться. Если погашал до 1-го числа — дается 5 дней, ну и, конечно, систематическому нарушителю по-прежнему приостановят операции по счетам.

В новом документе урегулированы вопросы с взысканием дебиторской задолженности, с пяти дней до трех сокращены сроки проведения налоговых зачетов.

В целом по налоговому администрированию предусмотрено немало новшеств. Все это делается для того, чтобы было проще исчислять и платить налоги. Чтобы налоговые органы своими действиями не доводили плательщика, когда он нарушил законодательство, до процедуры банкротства, приостанавливая операции. Документ предусматривает и ограничение размера пени по результатам проверки: пеня не должна быть больше, чем сумма доначисленного налога. Это новшество снимет излишнее финансовое бремя с предприятий. Причем появились новые возможности обжалования решений налоговых органов. До сих пор, чтобы обжаловать результаты проверки, нужно было сначала обратиться в районную или областную налоговую инспекцию и только потом в Министерство по налогам и сборам. Теперь у плательщика есть право выбора: кому он больше доверяет, туда он и имеет право изначально направить свою жалобу. Такая либерализация еще один шаг к тому, чтобы добиться качества проведения проверок на более высоком уровне.

— Новая редакция Налогового кодекса содержит ряд изменений по земельному налогу. Понятно, на странице газеты подробно обо всех не расскажешь, но обозначьте принципиально важные для наших читателей. И есть ли новшества для фермеров?

— Если говорить кратко, с 1 января отменяется право областных и Минского городского Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки земельного налога по земельным участкам, занятым неиспользуемым или неэффективно используемым имуществом. Кроме того, местные Советы депутатов с 2020 года смогут увеличить (уменьшить) ставку земельного налога не более чем в два раза.

Что касается фермеров: новая редакция Налогового кодекса убрала главное противоречие и прямо определяет возможность применения крестьянским (фермерским) хозяйством льготы по земельному налогу.

— Людмила Ивановна, для налогоплательщиков важно быть уверенными в стабильности главного налогового «путеводителя», каким является кодекс. Как известно, новый Налоговый кодекс должен действовать без изменений в течение трех лет. Тем не менее позже решили не обозначать это в тексте документа. Почему это было сделано?

— Безусловно, принцип стабильности важен для налогового законодательства. Но для этого столь же стабильной должна оставаться и ситуация в экономике: без существенных колебаний внешней конъюнктуры и внутренних факторов. Причем такая стабильность должна сочетаться с эластичностью. Необходимо обеспечивать способность налоговой системы достаточно быстро реагировать на изменение макроэкономической ситуации, целей социально-экономического развития и смену фаз делового цикла, которые то влекут потребности государства в дополнительных расходах, то позволяют снижать фискальное бремя. Поэтому если в экономически развитых странах нормальным интервалом реформирования налоговой системы считается 3—5 лет, то у стран с развивающимися рынками, в том числе Беларуси, такая возможность есть далеко не всегда.

В рабочих группах по подготовке обновленной редакции Налогового кодекса обсуждался вопрос введения трехлетнего моратория на изменение налогового законодательства. Но во время обсуждений все участники, в том числе эксперты бизнес-сообщества, пришли к пониманию: необходимо сохранить нынешнюю практику и продолжить взаимодействие в похожем формате. Более того, при Министерстве финансов создан консультативный общественный совет по налоговой политике, куда включены самые активные представители рабочей группы, которые продолжат выработку возможных изменений налогового законодательства. По сути, мы остались в рамках ежегодной корректировки налогового законодательства как в сторону улучшения положения плательщиков, так и качественных характеристик нашей налоговой системы. Зачем ждать три года? Время не стоит на месте, и если есть возможность в течение года что-то подкорректировать в сторону улучшения — это обязательно надо делать в интересах налогоплательщиков. При этом важно сохранить главное требование к этому документу: налоговая система должна быть прозрачной, простой и понятной для всех.

— Большое спасибо за очень полезный и интересный разговор!

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter