При СССР позывными конкурса Чайковского были первые аккорды «Итальянского каприччио»

Без фальши

При СССР позывными конкурса Чайковского были первые аккорды «Итальянского каприччио». Ребенком, слушая их, я всегда заливалась слезами и только потом поняла: в одном из аккордов фальшивит тромбон! Уж не знаю, кто исполнял, и кто записывал, и кто потом десятилетиями пускал эту халтуру в эфир.

8 ноября Государственный академический симфонический оркестр сыграл «Итальянское каприччио» без фальши. Может быть, потому, что все было тщательно отрепетировано. А может быть, на музыкантов бодряще подействовал битком набитый зал и весть о том, что их художественный руководитель и главный дирижер народный артист Александр Анисимов вновь номинирован на главную театральную премию России — «Золотую маску».



Анисимов же в тот вечер дирижировал безупречно. Сидя в партере у него за спиной, я поражалась идеальной выверенности каждого жеста, отсутствию всякого «балета» и прочей игры на публику. Результат — публика в восторге.

Хотя, возможно, трактовка кого–то изрядно смутила. Чайковский — сложный автор. Там, где кому–то кажется праздник, другому мерещится чуть ли не апокалипсис, объединенный парад всех дьявольских сил. Анисимов был явно ближе к апокалипсису даже в «Итальянском каприччио». А уж «Симфонические танцы» Рахманинова под его дирижерской палочкой превратились в подлинную пляску смерти, впитавшую в себя все ужасы XX века. Слушаешь и изумляешься: неужели это тот самый Рахманинов–лирик, певец полей и лесов? Откуда столько металла? Но — убеждает. Тем более и Рахманинов — поздний, уже американский, познавший горечь времени и места.

Такой же жесткой была и «Рапсодия на тему Паганини», в которой солировал прославленный гастролер британский пианист Питер Донохоу. Последний ученик Оливье Мессиана и его гениальной жены Ивонн Лорио, которая передала ему свои ведьмовские секреты невероятной, агрессивной, ничем не ограниченной виртуозности. Так что он играет и «Турангалилу», и неисполнимые листовские переложения симфоний Бетховена, да еще и улыбается при этом. Воистину, человек–оркестр!

Или человек — фортепианный концерт. Он выучил их 140 штук и играет один за другим на лучших сценах мира. «Ну и память!» — скажете вы. При этом он может забыть в гостинице один ботинок из концертного костюма.

Но до чего же элегантен он был, когда в 1982 году принимал из рук Тихона Хренникова вторую премию VII Международного конкурса имени Чайковского! Первую в тот год никому не присудили. Это только Хрущев мог допустить, чтобы первую премию взял «капиталист» вроде Вана Клиберна. А при Брежневе ни–ни. И ведь тогда еще не знали, что через каких–нибудь 28 лет этот пианист с таким же невозмутимым достоинством примет из рук Елизаветы II орденские регалии Рыцаря Британской империи.

«Рапсодию на тему Паганини» он сыграл, бряцая невидимыми доспехами и громыхая молниями. Полнейшая противоположность Николаю Луганскому, который играл эту пьесу в том же зале месяц назад. Вы спросите, кто лучше? Отвечу: оба!

И кстати, Луганский уже успел повторить «Рапсодию» в Берлине, а Донохоу вместе с Анисимовым и нашим симфоническим оркестром — в Москве. 10 ноября в Концертном зале имени Чайковского они повторили, как говорят, с большим успехом, всю программу, прозвучавшую в Минске.

А вообще, эта осень балует нас превосходными и очень разными пианистами.

2 ноября в Большом зале выступал Александр Целяков — мастер необыкновенных красок и переливчатых звучаний. В 1980–х годах он был минчанином и кумиром минской публики. Сейчас живет в Канаде и в доказательство этого, кроме привычной романтики, привез две пьесы тамошних композиторов, в том числе одну авангардную в сопровождении шумов, записанных на аудио.

«А где же наши пианисты?» — спросите вы. Пока здесь! 17 ноября Юрий Блинов играет второй концерт из цикла «Все сонаты Прокофьева». Наверняка будет интересно. Кстати, Блинов когда–то совершенствовался у Донохоу.

А еще я с нетерпением жду концерт «Камерных солистов Минска», которые 19 ноября обещают исполнить все шесть Бранденбургских концертов Баха.

Но главный баховский сюрприз нас ожидает под занавес года. Какой? Непременно расскажу!

juliastankiewicz@gmail.com

Советская Белоруссия № 220 (25102). Среда, 16 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter