Дистанционно управляемые БелАЗы уже достигли в карьере скорости работы самосвала с водителем

Беспилотник – значит, повезет!

Самой технологичной новинкой прошлого года для страны без преувеличения можно назвать проект «Интеллектуальный карьер». В середине 2021-го Главе государства представили технологии добычи гранитного щебня и работы отечественной беспилотной техники на месторождении Ситницкое РУПП «Гранит» в Лунинецком районе. Там 90-тонные карьерные самосвалы БЕЛАЗ-7558R за счет искусственного интеллекта и пятого поколения мобильной связи самостоятельно перевозили десятки тонн горной массы. Во время ежегодного Послания белорусскому народу и Национальному собранию Президент высоко оценил достижения отечественных машиностроителей в сфере беспилотных технологий. Ожидается, что в скором будущем наша разработка изменит парадигму работы в карьерах и позволит уменьшить затраты на добычу полезных ископаемых и даже добраться в те места, где работы по их извлечению ранее считались нерентабельными. Вместе со специалистами «Р» подвела промежуточные итоги масштабных испытаний.


Проект с потенциалом на миллиарды

Автономные проекты с участием карьерных самосвалов и без участия пилотов в них — достаточно новое направление в развитии промышленного машиностроения. Однако в конкуренцию уже активно вступили такие именитые гиганты, как Caterpillar, Komatsu, Scania. Каждый из них успел выпустить свой роботизированный комплекс, который сегодня, несмотря на то что он находится в стадии разработки, уже практически не нуждается в людях при выполнении заданий. Конечно, о полной автономности речи пока не идет, но проекты от этого не так и далеки.



В нашей стране машиностроительные компании также активно вступают в эру конкуренции искусственных интеллектов. Проект «Интеллектуальный карьер» по использованию беспилотных карьерных самосвалов на Ситницком месторождении в Лунинецком районе реализуется уже долгое время. Совместная разработка компаний ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», РУПП «Гранит» и СООО «Белорусские облачные технологии» — поистине уникальна. В прошлом году корреспонденты «Р» лично убедились в том, насколько это технически сложный и амбициозный проект, который уже показывает отличные результаты.


Благодаря сплаву программного обеспечения, гения белорусских инженеров и мобильной связи пятого поколения беспилотный БЕЛАЗ-7558R способен самостоятельно двигаться и разгружать горную массу. Самосвал без помощи пилота хорошо заезжает в гору и достаточно плавно входит в повороты. Поэтому можно существенно сократить время маршрута, а время, как известно, — деньги. Быть точной машине помогают 3D-лидары, леддары и радары — анализируют пространство вокруг машины, расстояние до объектов. Также на самосвале есть GPS-модуль, имеющий точность около 2 сантиметров.


Начальник отдела систем интеллектуального управления карьером Дмитрий Елисеев отмечает, что в прошлом году беспилотники активно обкатывали с пилотом: необходимо было понять, насколько эффективно работает комплекс с человеком, чтобы потом сравнить с автономным режимом. При этом в беспилотном режиме уже смогли достигнуть пилотируемой скорости работы самосвала в карьере, а сейчас активно готовятся к тому, чтобы ее преодолеть. 

— При работе с проектом настраивали оптимальные режимы тормозных систем самосвалов и погрузчика, который работает вместе с ними. Сегодня проходят сравнительные испытания людной и безлюдной технологии добычи, сформированы оптимальные режимы эксплуатации, записаны трассировки маршрутов для формирования эталонных рейсов, — пояснил Дмитрий Елисеев.


Отладка комплекса продолжается

Также, по его словам, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющей компанией холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» разработана программа методики испытаний комплекса в различных технологиях добычи — людной и безлюдной:

— Проведенная первичная отладка безлюдной технологии добычи позволила выявить необходимость доработки программного обеспечения привода погрузчика 7825D для адаптации к условиям грунта. Мы апробировали восемь алгоритмов работы. Сейчас сцепление с рыхлым грунтом значительно улучшилось.


Кроме того, за время реализации проекта суммарно с бортовых устройств обоих самосвалов передано существенное количество информации для проведения последующей обработки и анализа на серверах предприятия посредством интеллектуальной системы мониторинга карьерного транспорта.

Специалист рассказал:


— На основании этих данных построены многофакторные математические модели характерных состояний карьерного транспорта — загрузки, погрузки, движения с грузом и без него. Проводится постоянный мониторинг технического состояния. Параллельно с испытанием роботизированной техники проходит опытно-промышленная эксплуатация модуля поиска аномалий в потоке данных, который станет основой для формирования модуля прогнозной аналитики, позволяющего начать переход от техобслуживания по регламенту к техобслуживанию по требованию.


Дмитрий Елисеев пояснил, что на объеме данных, основанных на различных сенсорах, таких как 3D-лидар, леддары и радары, проведена работа по улучшению детектирования препятствий по маршруту движения роботизированного транспорта.

— Сейчас продолжаются работы по отладке программного обеспечения, — заключил начальник отдела систем интеллектуального управления карьером.

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter