На первый взгляд кажется, что литература идет вперед, обновляясь в пути жанрово и тематически

Бесконечная Робинзонада

На первый взгляд кажется, что литература идет вперед, обновляясь в пути жанрово и тематически, что она меняется до неузнаваемости и никогда уже не будет прежней...
На первый взгляд кажется, что литература идет вперед, обновляясь в пути жанрово и тематически, что она меняется до неузнаваемости и никогда уже не будет прежней...

Когда в 1719 году был издан роман Даниеля Дефо “Робинзон Крузо”, публика пришла в дикий восторг. Обаятельный герой, новизна темы, захватывающий сюжет, сама история, впервые в Англии изложенная в виде романа, — читателям понравилось все, причем многие искренне верили, что история странствий Крузо является подлинной. А поскольку спрос рождает предложение, то Дефо вновь взялся за перо и написал еще две книги о моряке из Йорка. Литературный успех английского писателя вскружил голову его коллегам, в том числе из других стран. Только в Германии за сорок лет, последовавших за публикацией первой книги о Робинзоне, было издано не менее сорока робинзонад.

Казалось бы, с течением времени интерес к данной теме должен угаснуть, да и самим писателям в этой литературной штольне делать уже нечего — вся руда выработана за несколько столетий непрерывного труда. Но что же мы видим? В 2014 году престижнейшую Немецкую литературную премию получил роман Луца Зайлера “Робинзон”. В 500-страничной книге Зайлер рассказывает историю Эдгара Бендлера, который, пережив гибель своей подруги и пытаясь заново начать жизнь, решил скрыться от серых гэдээровских будней на самом краю страны, на острове Хиддензе в Балтийском море (описанные в книге события разворачиваются в начале 1989 года, незадолго до падения Берлинской стены). Роман получился подлинно философским, многоплановым — именно это высоко оценили немецкие литературные критики и жюри конкурса, которое выбирало победителя из 176 книг-претендентов.

В том же 2014 году на русский язык был переведен роман американца Энди Вейера “Марсианин” (2011), в котором повествуется об астронавте Марке Уотни. Он остался один на Марсе по недоразумению — товарищи сочли его погибшим. Следующий корабль прилетит только через четыре года, и Марку, укрывшемуся в изолированном жилом модуле, придется как-то выживать. Все, что у него есть, — докторская степень по биологии, скудный запас протеиновых пайков, десяток картофелин, горсть земной почвы, несколько скафандров, неисправный марсоход и еще несколько вещей.

Половину “Марсианина” занимают математические вычисления — это действительно научное повествование, хотя, как отмечают читатели, оно гораздо слабее, чем романы Жюля Верна. Вместе с тем роман Вейера возымел успех во многих странах и обратил на себя внимание в Голливуде: экранизацией книги займется знаменитый английский кинорежиссер Ридли Скотт.

Как видно, книжная робинзонада продолжается и спустя триста лет. В отрыве от мира и общества все новые и новые персонажи продолжают упорную борьбу за выживание. Казалось бы, это всего лишь приключенческая литература, то есть забавное времяпрепровождение, а не пища для ума. Но вчитайтесь: в книгах подобного рода на первом месте стоит духовное испытание человека, проверка его веры в себя. Конечная цель всех робинзонов одна: осмысление своих возможностей и возвращение в социум.

Литература всегда идет вперед, но крепко помнит о своем доме, собственном предназначении. Есть надежда, что робинзонада продолжится и в белорусской литературе — у “Полесских робинзонов” Янки Мавра есть чему поучиться новым поколениям писателей и читателей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter