Берлинский котел

О выборах в парламент Берлина

Партия Ангелы Меркель проиграла выборы в парламент Берлина. Возглавляемый ею Христианско–демократический союз Германии (ХДС) значительно уступил социал–демократам, а партнер ХДС по коалиции — Свободная демократическая партия, набрав 1,8 процента, не смогла преодолеть пятипроцентный барьер и осталась без представительства в парламенте. Говорят, после этого провала дни Гидо Вестервелле на посту министра иностранных дел сочтены.


Но, конечно, дело здесь не в личной судьбе тех или иных политиков. Тема значительно шире. В этом году партия немецкого канцлера потерпела поражение на выборах уже в шести федеральных землях. Голосование по выборам в городской парламент Берлина завершает череду региональных выборов в этой стране в 2011 году. Германия так же, как и другие ведущие европейские державы, набирается сил перед близящимися парламентскими и президентскими кампаниями. Для них региональные выборы — это не только репетиция, но и четкий сигнал избирателей. Ситуация для нынешних европейских лидеров тем более серьезная, что некоторых из своих коллег они уже потеряли.


Так, ушел с политической арены такой гранд европейской политики, как португальский лидер Жозе Сократеш, равно как и возглавляемая им правящая партия.


Далее. На выборах в местные органы власти потерпела сокрушительное поражение правящая Испанская социалистическая партия. Ее лидер, премьер–министр Хосе Луис Сапатеро, уже заявил, что не будет баллотироваться на предстоящих в будущем году всеобщих выборах.


Вслед за этим поражением на юге началась стремительная капитуляция политических элит в странах европейского севера. Так, буквально на днях произошла смена власти в Дании. Там впервые в истории премьер–министром стала женщина — лидер социал–демократов Хелле Торнинг–Шмитт. Но главное, конечно, не ее гендерная характеристика, а то, что эта представительница оппозиционных сил смогла победить маститых политиков, руливших в Дании в течение последних десяти лет. Она в отличие от консерваторов и либералов услышала избирателей, которых более всего волновали безработица, экономическая ситуация в стране, дыра в госбюджете...


И, конечно, я не могу не упомянуть главной выборной сенсации сезона–2011 — победу в Финляндии до сих пор мало кому известной партии «Истинные финны». Победа этой партии ознаменовала резкий разворот от всех предыдущих достижений финских властей. Например, до сих пор Суоми гордилась своим членством в ЕС. А «Истинные финны» открыто критикуют Брюссель и публично высказались против вступления Суоми в НАТО. Лидер этой партии Ойнонен говорит: «Людей раздражало то, что власть старалась угодить всем международным организациям, лезла во многие ненужные ей дела. Но при этом проблемы самих граждан Финляндии как бы сбрасывались со счетов. В итоге возник финансовый кризис в стране, выросла разница в доходах между бедными и богатыми».


Если даже в периферийной Финляндии граждане боятся быть сброшенными со счетов, то что говорить о Германии, которая должна взять на себя основное бремя долгового кризиса в Европе? У Ангелы Меркель, как признавалась она сама, нет иного выхода, чем защищать еврозону и спасать Грецию. А вот у рядовых избирателей, которые не хотят платить за других, такой выход есть. Уже шестой подряд провал партии Меркель на местных выборах не оставляет сомнения, какая судьба ожидает правящую коалицию, если она не прислушается к избирателям.


Самое обидное, что все эти поражения заслонили собой успехи экономической политики правительства Меркель. Ведь экономический рост Германии превышает рост всех других европейских стран и даже Соединенных Штатов. Он самый высокий за двадцать последних лет и означает, что страна вернулась к уровню, предшествовавшему ее объединению с Восточной Германией.


Однако правда и то, что интересы большого капитала и обычного человека не всегда совпадают. Бизнес Германии процветает, но одновременно уровень безработицы в Берлине — один из самых высоких в стране. Долги Берлина зашкаливают за 60 миллиардов евро.


Еще рано говорить, является ли поражение в Берлине настоящим политическим кризисом германского правительства. Хотя бы потому, что до главной политической кампании еще есть время для исправления ошибок. Но уже сегодня ясно, что представление о Европе как о плавильном котле, в котором рецепты одинаковы для всех, не находит поддержки у самих жителей Европы. И итоги земельных выборов заставляют европейских правителей несколько охладить пыл.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter