Бери «Шанель», иди домой

Парфюмер Олег Выглазов: Не надо бояться дешевых духов

Вместе с известным парфюмером Олегом Выглазовым наш корреспондент создала аромат «Respublica»

Десятки, сотни, тысячи больших и маленьких баночек на полках. Открываешь крышку и замираешь. В каждом пузырьке — запах. Пахнет жженым сахаром, зеленой травой, утренней розой, выстиранным бельем, булочками с ванилью… От некоторых запахов морщишься: встречаются тяжелые, резкие, кисловатые, горькие. Это многообразие в стеклянной таре всего лишь палитра. Только мастер знает, как смешать ноты так, чтобы получился истинный аромат. Меняю блокнот и ручку на высокоточные весы, учебник по химии и белый халат и отправляюсь в лабораторию. Сегодня я — помощник парфюмера.

Слоеный пирог

Современная белорусская парфюмерия за пределами нашей страны ассоциируется с именем одного человека. Его ароматы используют для сопровождения своих коллекций знаменитые кутюрье, его духи стоят на полках дорогих европейских магазинов. Мой проводник в мир запахов — кандидат химических наук действительный член Нью-Йоркской академии наук, заместитель гендиректора совместного российско-французского предприятия «Тереза Интер» Олег Выглазов.

— Конечно, твердые духи можно создать и дома, — отвечает на мой первый вопрос парфюмер. — Взять эфирные масла, например иланг-иланг, розовое, сандаловое, смешать их, добавить пчелиного воска, подогреть и залить в кремовую баночку — получатся натуральные гипоаллергенные духи, так называемые органикс. Но будут ли они привлекать окружающих? Это уже вопрос.

Идем в лабораторию. Перед практикой немного тео­рии. Оказывается, духи —как слоеный пирог. Аромат состоит из трех уровней. Первый — топ-ноты. Именно их чувствует покупатель в магазине, когда открывает флакон. Правда, живут они недолго — всего 10—15 минут. За ними обонянием человека завладевает «сердце» духов — срок действия этих запахов от 20 минут до 4 часов. И самый последний слой — база, на которой основывается вся композиция. Держится она дольше всего: от 4 до 72 часов.

Приступаем к процессу. Так как сегодня в лаборатории вместе с парфюмером работает дилетант, мы отступаем от строгих правил создания духов. Например, не используем высокоточные весы. Оказывается, компоненты ароматов меряют не в каплях, а в граммах. У каждого запаха — своя рассчитанная формула.

Начинаем с базового слоя. Олег Выглазов по очереди берет баночки с разными названиями и добавляет в емкость по несколько капель. Мы не знаем, какой аромат получится в итоге, занимаемся абсолютным творчеством.

— Сначала возьмем для основы масла пачули и ветивера. Современную парфюмерию, конечно, не представляешь без синтетических компонентов, но ими нельзя полностью заменить эфирные масла, — рассказывает Олег Выглазов. — Теперь, чтобы смягчить аромат, добавим немного мускуса для бархатного фона, а потом этилванилин, чтобы придать легкий и модный пудровый оттенок.

Наша основа готова. Кстати, эфирные масла — наиболее стойкие и самые дорогие компоненты духов. Только представьте себе: чтобы собрать один грамм розового масла, понадобится тонна лепестков. Есть одно заблуждение: стоимость производства духов — это всего лишь 3 % от их конечной цены. Но возьмем, к примеру, «Chanel № 21». В бутиках за них просят около 200—250 евро. Состав — стопроцентные эфирные масла. А между тем килограмм масла жасмина, например, стоит 4 500 евро, сандала — 3 500 евро, розового масла — 7 000 евро.

Спасибо, сердце…

Теперь, как говорят парфюмеры, мы будем наполнять сердце будущего аромата.

— Добавляем запах розы, потом свежей розы, немного линалоола, который содержится в кориандровом масле, — комментирует свои действия Олег Выглазов. — Немного зеленой фиалки и жасмина. Теперь делаем древесное наполнение, ведь сейчас в моде цветочно-древесные запахи. Потом добавляем немного азалии для бархатистости и ландыша для свежести. Посмотрим, что получится.

За окном весна, а значит, сейчас самые ходовые запахи — травы, зеленого ландыша, сирени, нарцисса, пиона. Спрашиваю насчет духов с феромонами: не миф ли это? Ведь говорят, что с их помощью можно завладеть сердцем любого человека…

— Если вам говорят, что в духах содержатся феромоны, не верьте, — отвечает парфюмер. — Выделить человеческие гормоны стоит сумасшедших денег, производители этим заниматься не будут. Духи-феромоны — это миф. Просто есть определенная традиция привлекать мужчин сладкими амбровыми, мускусными запахами. Это связано с историей восточного гарема, где в гигиенических целях использовали розовое масло, жасмин, мускус. Оттуда и пошла парфюмерия. Поэтому иногда пишут «Эротические ноты мускуса», «Амбра одалиски» и так далее. Это исторический штамп. Но сейчас времена изменились. Современный мужчина часто на гаремные запахи реагирует противоположно: говорит, что пахнет бабушкиным сундуком, пылью, пудрой. Сейчас популярны и активно используются в парфюмерии пищевые запахи: малина, вишня, ваниль, персик, абрикос, экзотические фрукты. Говорят ведь: путь к сердцу мужчины лежит через его желудок.

Что касается женщин, то, оказывается, тенденция сейчас такова: дамы после сорока пяти выбирают легкие цветочные, «девичьи», ароматы, а девушки — женственные, гаремные, запахи.

— При выборе духов не руководствуйтесь гороскопами, не читайте, какие запахи больше подходят блондинкам или брюнеткам. Покупайте тот аромат, который понравился. Ведь это воздушные витамины, которые делают вас привлекательными и уверенными в себе, — советует Олег Выглазов.

А что парфюмеры думают о дешевых духах? Ведь не всем по карману «Шанель». И как нам, покупателям, относиться к ароматам с громкими именами, но с низкой стоимостью? Написано «Lacoste» или «Gucci», а цена — 10—15 долларов… Подделка?

— То, о чем вы говорите, называется версия. Эти ароматы повторяют основную идею. К таким духам я отношусь положительно. Например, люди смотрят на репродукцию Джоконды, а не ездят за этим в Лувр. Разве это плохо? — рассуждает Олег Выглазов. — Кстати, когда я бываю в других странах, то всегда захожу в дешевые парфюмерные магазины, где флакончик стоит всего 2—3 евро. Там зачастую встречаются самые интересные запахи, которые создают молодые, еще не признанные парфюмеры.

Последний аккорд

Почему-то для большинства людей слово «парфюмер» ассоциируется только с духами. Хотя наиболее сложная работа, которая в основном и занимает все время мастеров аромата, — создание запахов для косметики, технической и бытовой химии. Это агрессивная среда, которую потребитель привык видеть приятно пахнущей.

— В палитре у парфюмера около 8 тысяч душистых веществ и около 200 эфирных масел. Поэтому, если нас просят, например, создать для шампуня запах козьего молока, это не составит труда. Формула, конечно, должна быть облагороженной, красивой: например, мы можем предложить на выбор молочно-ванильный, цветочный или молочно-травяной запахи. Все зависит от фантазии парфюмера, — поясняет Олег Выглазов. — Единственное, что подбирать душистые вещества нужно так, чтобы на протяжении гарантийного срока это средство оставалось со стабильным запахом. Например, средство для чистки обуви содержит растворитель. Нужна композиция, которая бы нейтрализовала неприятный запах и не разрушилась в течение какого-то времени.

За разговорами мы подходим к последнему этапу создания аромата — топ-нотам. Для этого будем использовать цитрусовые масла.

— Берем масло бергамота, посмотрите, оно зеленоватого цвета, — демонстрирует парфюмер. — Добавляем так называемую ноту современности, затем гексил коричный альдегид, чуть-чуть свежей весенней травы, потом фолион, огуречно-фиалковый запах.

Завершаем композицию. Напоследок – несколько капель с запахом грейп­фрута. Говорят, если женщина пахнет этим фруктом, то выглядит в глазах мужчин на 10 лет моложе. Теперь разбавляем концентрат спиртом, встряхиваем и выливаем жидкость в элегантный флакончик. Запах вызреет через три дня, но взять пробу можно уже сейчас. Первым это делает парфюмер.

— Получилось довольно оригинально, — резюмирует Олег Выглазов.

Я соглашаюсь. Мне нравится запах. Но самое главное – он эксклюзивен, так как существует всего в единственном экземпляре. Остается последний штрих – придумать духам имя. С позволения парфюмера делаю это сама. Называю аромат просто, но стильно – «Respublica».

----------------------------------------------

 
 
 
 
 
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter