Белорусской гречки хватит на всех

В Минсельхозпроде уверены, что прошлогодней ситуации с ажиотажным спросом на гречку, а соответственно с ее дефицитом и резким ростом цен не повторится. Как обстоят дела с другими продуктами питания, узнавала корреспондент «Знаменки».   Цена ниже, чем у конкурентов  

В Минсельхозпроде уверены, что прошлогодней ситуации с ажиотажным спросом на гречку, а соответственно с ее дефицитом и резким ростом цен не повторится. Как обстоят дела с другими продуктами питания, узнавала корреспондент «Знаменки».

 


Цена ниже, чем у конкурентов

 


В этом году собрали столько гречихи, сколько собирается за год. фото– Основание утверждать, что ажиотажа с гречкой не будет, достаточно веское: в этом году хозяйства страны собрали гораздо больший урожай гречихи. Планируется заготовить не меньше 20 тысяч тонн гречневой крупы – этого достаточно, чтобы на 100 процентов обеспечить внутренний рынок Беларуси, – рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия – директор департамента по хлебопродуктам Василий Седин.


Стоимость белорусской гречки – около 16 тысяч рублей за килограмм. В то время как импортная крупа стоит 20-25 тысяч.


– Мы уже видим, что с поступлением в продажу нашей гречки стали появляться скидки на импортную, – рассказал замминистра. – Таким образом, мы своей крупой должны стабилизировать рынок и уменьшить цену. Это все, конечно, благодаря тому, что выращен хороший урожай гречихи и у нас, и в Украине, и в России. Так что вопрос с гречкой будет снят.


По словам Василия Седина, других зерновых тоже собрано достаточно, чтобы обеспечить белорусов ячневой, перловой, овсяной крупой, манкой.

 

 

Хлеб подорожал меньше, чем мука

 


Повышение тарифов на энергоносители, воду и стоимости продуктов не могло не сказаться на цене хлеба. Но ее рост удалось смягчить и ограничить за счет вовремя проведенной модернизации. Так, за последние годы было установлено 227 новых энергоэффективных печей, т.е. заменено 66 процентов всех печей. Это позволило существенно снизить энергозатраты.


– Если бы мы этого не сделали, то не смогли бы продавать хлеб по такой цене, какая она сейчас, – рассказал Василий Седин. – В нынешней ситуации мы были бы вынуждены резко повысить цены, но подняли их только где-то в полтора раза. При том, что маргарин, мука, клейковина подорожали в 2-4,5 раза. Т.е. за счет новых технологий, менее энергоемкого производства мы сумели обеспечить качественное производство хлеба по конкурентоспособной цене.


Тем временем предприятия Беларуси наращивают производство макарон. Сейчас они обеспечивают потребность внутреннего рынка в макаронных изделиях на 65-70 процентов. Но уже в следующем году в ОАО «Лидахлебопродукт» планируют установить новую линию по производству макаронных изделий. Это позволит производить в целом по стране 54,6 тысячи тонн макаронных изделий в год. Таким образом, с 2013 года отечественные предприятия будут на 80 процентов обеспечивать внутренний рынок макаронами собственного производства. Остальная часть – импортные. Этого не избежать, тем более, что в стране только одно частное предприятие производит макароны группы А из пшеницы твердых сортов. Дело в том, что такая пшеница в Беларуси не растет, ее нужно завозить из-за рубежа, а импортировать такие объемы пшеницы ради выпуска макарон нет смысла.

 

 

Когда вернется привычный молочный ассортимент?

 


Еще один актуальный сейчас вопрос – ассортимент молока, кефира, сыров на прилавках. Не секрет, что в последние месяцы выбор молочных товаров в магазинах меньше, чем тот, каким был, к примеру, год назад. Аналогичная ситуация и по некоторым другим товарам. Как в процессе наращивания экспорта будут защищать внутренний потребительский рынок и когда на прилавках появится привычный ассортимент? Эти вопросы корреспондент «Знаменки» адресовала заместителю министра экономики Александру Ярошенко.


Действительно, сейчас в какой-то степени происходит вымывание ассортимента – особенно это касается товаров низкого ценового диапазона, пояснил замминистра. Причина тому понятна – из-за девальвации белорусского рубля цены на наши товары стали весьма привлекательными для жителей соседних стран. Сейчас идет движение цен на выравнивание. Мы стараемся делать это поэтапно, и одновременно выстраиваем систему социальной защиты населения. По словам Александра Ярошенко, единственный способ защиты рынка – экономический, т.е. через повышение цен. Если правильно выстроенная ценовая политика будет поддерживать конкуренцию, то удастся прийти к точке равновесия, когда предприятиям будет выгоднее поставлять продукцию на внутренний рынок, тем более это менее затратный механизм работы – так меньше риски, транспортные расходы и т.п.


В этой связи, возможно, есть смысл пересмотреть политику регулирования цен на социально значимые товары. Напомним, перечень товаров, по которым цены регулирует государство, был сильно сокращен, в нем остались молочные продукты, хлеб, мясо и некоторые другие товары. Но в результате молоко по низкой цене покупают все – и те, кому это действительно надо, и те, кто может позволить себе заплатить больше. Или другой, нередкий сейчас вариант: молоко по низкой цене не найти в магазинах. Потому все чаще и говорят о необходимости отказа от перекрестного субсидирования и о том, что дотации должны быть адресными и точечными. Да, это приведет к росту цен на какие-то товары, но в целом ситуация улучшится.


В любом случае, по словам Александра Ярошенко, выход на положительное сальдо не должен оголить внутренний рынок продуктов питания, т.к. перспективу наращивания экспорта Минэкономики видит в других направлениях.

 


Алеся ГОЛОВЧИЦ, «ЗН», фото БЕЛТА 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter