“БелорусскаЯ женщина более защищена, чем какая-либо другая...”

Вряд ли житель любой страны мира сможет сравниться с иностранцем в точности оценки социальной, политической, культурной жизни государства, особенностей менталитета его народа. Ведь большое видится на расстоянии. С Ниной Арутюнян, председателем Минского международного женского клуба жен послов и дипломатов, мы решили поговорить о белорусских, и не только белорусских, женщинах, о том, что их волнует, какие цели они ставят перед собой и насколько защищенными себя чувствуют. Выбор темы не случаен: ведь, по статистике, более половины населения нашей страны, как и большинства стран мира, составляют женщины. А кроме того, слово “Беларусь” — женского рода...

— Нина Асатуровна, традиционно словосочетание “женский коллектив” — синоним достаточно сложного психологического климата. А о женской дружбе принято говорить, что ее не бывает... Вы руководите объединением высокообразованных, интеллектуальных, “блестящих” женщин. Какими качествами для этого надо обладать?
— Действительно, у меня за плечами пять лет председательства в нашем женском клубе. Каждая из участниц клуба — яркая, неповторимая личность. Чтобы руководить такой большой группой, включающей сотню женщин, совершенно различных по языку, характеру и национальным особенностям, прежде всего надо и самой быть личностью. Немаловажны также глубокие знания о каждой из стран, из которых приехали участницы клуба, знание страны пребывания — Беларуси, понимание ее истории, национально-культурных особенностей.
— Как вы считаете, можно ли назвать сегодня объединения женщин реальной силой?
— Начнем с того, у нас в Армении женщин 58 процентов от общего числа жителей, в Беларуси прекрасная половина составляет 54 процента населения. Кроме того, женщины сегодня — это наиболее образованная часть общества в большинстве стран мира. В процентном отношении среди специалистов с высшим образованием больше женщин, чем мужчин, свидетельствует статистика. Я не хочу умалить значение мужского труда, мужчин, но социологические исследования свидетельствуют, что, в частности, на постсоветском пространстве, в том числе и в Беларуси, и в Армении, в России, Украине, Казахстане, — очень образованные женщины, стремящиеся к постоянному самосовершенствованию, карьерному росту. Они широко представлены в таких значимых для общества областях, как здравоохранение и образование, занимаются судебной деятельностью, в искусстве и литературе очень высок процент женского труда. Как супруга Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Армения я уже достаточно долго живу в Беларуси, и по моим наблюдениям, белорусская женщина, как и армянская, более активна по сравнению с мужчиной в социальном плане, она не только заботится о семье, но и стремится к карьерному росту. В целом, между армянской и белорусской женщиной очень много общего. Прежде всего их активность не разрушающая, она направлена на созидание — во имя своей семьи, своих детей, своей страны.
— Но все же есть, наверное, и принципиальные различия между женщинами наших стран?
— Различия? Больше общего...  Белорусские женщины так же гостеприимны, как армянки, они так же близко к сердцу принимают чужую боль, они так же внимательны к каждому. Может быть, различие в том, что белоруска любит свою семью, детей, свой дом, свою малую родину и свою страну в целом более спокойно и умиротворенно. Армянка в силу своего южного темперамента о своей любви говорит чаще, громче... Но, как мне кажется, отличается лишь форма выражения мировосприятия женщин наших стран, а, по сути, они очень близки. Мне нравятся белорусские женщины, нравятся даже просто внешне. Несколько лет назад мой десятилетний внук приехал погостить ко мне в Минск. Помню, мы спустились в подземный переход в центре города, возле ГУМа, а навстречу нам идут люди, и, так получилось, преимущественно женщины — совсем юные, молодые, пожилые. И внук сказал мне с восхищением по-армянски: “Бабушка! Какие же они все красивые! Они льняные!”.
— С какими чувствами вы принимали участие в недавней международной встрече представителей женских организаций стран СНГ “Женщина. Мать. Мир”? Какие цели и задачи из тех, которые был призван решить форум, на ваш взгляд, наиболее актуальны?
— Встреча не призвана решать глобальные вопросы. Но мы еще раз обсудили роль и место женщины в обществе, ту ступень, на которую должна быть поднята женщина и ее семья, как должны воспитываться наши дети. Обсудили и пути противостояния тому, что для нас, матерей, сейчас является самым опасным — это терроризм, наркотики, воинствующий национализм, который мы, к сожалению, наблюдаем в ряде стран. Дали друг другу информацию о том, какие законы, направленные на улучшение жизни женщины, приняты или разрабатываются в странах постсоветского пространства, в других странах мира. В этой связи мне хотелось бы еще раз подчеркнуть: белорусская женщина в социальном плане более защищена, чем какая-либо другая на территории бывшего СССР. Я говорю это официально, глубоко изучив ситуацию. У вас есть серьезные наработки на самом высоком государственном уровне, направленные на укрепление положения женщины в обществе. В ряде стран, в том числе и в моей Армении, этого пока нет, поэтому полезен даже просто обмен мнениями по этому вопросу, акцентирование внимание лидеров женского движения других стран на такие законы, на их изучение.
— Какие законы и законопроекты вы имеете в виду?
— Мне, как женщине, очень по душе предложения Президента вашей страны, которые он высказал на Всебелорусском собрании и которые направлены на улучшение демографической ситуации, повышение рождаемости. Не так давно я побывала на международной конференции, в которой принимали участие представители 25 стран мира. Я представляла Армению, как супруга посла, и Беларусь, как человек, который здесь живет, и мне очень хотелось донести до мировой общественности все то хорошее, что действительно есть в вашей стране. И я рассказала о курсе главы белорусского государства, направленном на то, чтобы, если в семье пятеро детей, она получала бесплатное жилье, если четверо — 50 процентов погашения государством кредита на строительство или приобретение жилья. Рассказала о значительных льготах при решении жилищного вопроса для семей с тремя детьми (а это уже делается, и жители Беларуси не могут этого не замечать!). Ко мне подошел 75-летний ученый из Бостона и спросил: “Все это правда?”. А потом привел еще и своих коллег, чтобы они из первых уст могли услышать о преимуществах, которые имеет белорусская женщина и в социальном плане, и в медицинском обеспечении, и в сфере образования.
— Нина Асатуровна, вашей родной Армении тоже знакома демографическая проблема?
— К сожалению, у нас она стоит так же остро, как в Беларуси. Я помню свое детство, когда в очень многих семьях росли 7, 10, 12 детей. Я сама выросла в такой, как сейчас сказали бы, многодетной семье. А вот в семьях моих братьев и сестер было уже по двое детей. То есть демографический кризис намечался еще в советские годы. А после демократизации страны у нас, как и во многих странах постсоветского пространства, тоже начался спад рождаемости. И сейчас он очень ощутим: в среднестатистической семье или один ребенок, или вообще нет детей. Кроме того, новая форма браков — гражданские браки — широко распространенная в последние годы в славянских странах, стала характерна и для нашей страны.
— Значит, к гражданским бракам вы относитесь отрицательно?
— Я не готова сейчас ответить на этот вопрос: ситуацию надо изучить. Знаете, если дети рождаются и в таком браке, если этот союз — крепкий, что же тут плохого? Мои родители, так уж получилось, прожили в браке, который сегодня назвали бы “гражданским”, почти всю жизнь, много десятков лет. У нас была очень дружная, большая, счастливая семья. Между тем родители официально зарегистрировали брак только для того, чтобы моя мама, мать пятерых детей, могла законным порядком получать пенсию, которая ей полагалась. К моменту регистрации брака у моих родителей уже были дети, внуки и правнуки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter