Белорусская РАПСодия

Станет ли эта сельхозкультура для нас “третьим хлебом”? За четверть века рапс в нашей стране сделал головокружительную карьеру: из причудливого “иностранца” превратился в почти родную для каждого белоруса сельхозкультуру. Но у него, конечно, были помощники. Без их участия нас, видимо, сейчас не радовали бы ярко-желтые поля, в магазинах растительного масла было бы меньше, не было бы и автомобилей, работающих на биодизеле.

Второе пришествие


В истории рапса много белых пятен. “Мама” его — капуста, а “папа” — сурепица”, — рассказывает Ядвига Пилюк, завлабораторией Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по земледелию. Но условия его “рождения” до конца не изучены. Рапс — это спонтанный гибрид. Его родина, по одной из версий, Атлантическое побережье.
Предполагается, что рапс завезли в Европу в XVI веке.
В 60-х годах минувшего столетия пробовали выращивать рапс в Беларуси. Но до масштабного возделывания дело так и не дошло: европейский озимый рапс не смог выдержать наших зимних морозов.
Но у рапса появился второй шанс. Вспомнили о нем в 80-х, когда взялись активно развивать животноводство и для кормления скота понадобились дополнительные объемы белка.
На селекцию — 10 лет
За четверть века ученые Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по земледелию районировали в Беларуси более 20 озимых и яровых сортов рапса.

 Работа была очень кропотливой.

“На селекцию сорта уходит по 10—15 лет”, — объясняет Владимир Белявский, заведующий лабораторией центра. Главная задача — вывести сорт с высокой урожайностью. Помимо этого он должен быть устойчив к капризам погоды и приспособлен к нашему климату. Теперь, по словам Владимира Белявского, в Беларуси на белорусский яровой и озимый рапс отводят не менее 95 процентов посевных площадей.

Небесное и земное Чем же так интересен для нас рапс?


“Одно зернышко весом около 4 миллиграммов, — рассказывает Ядвига Пилюк (на фото), — может принести урожай семян в полкилограмма”. Поэтому не случайно рапс, точнее его “родственница” горчица, упоминается даже в Евангелии от Матфея: “...Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое хоть меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом...”
И действительно, в рапсе есть что-то неземное. Ярко-желтое цветущее поле рапса даже в пасмурную погоду — лучшее средство для поднятия настроения.
Но в возделывании рапса, безусловно, главное — практический резон. Эта культура маслянично-белковая. Из семян получают масло, которое идет на производство пищевых продуктов (растительного масла, майонезов, прочих), а также на выработку биодизеля для автомобилей. Белковая масса используется в животноводстве.
В Беларуси, по словам Ядвиги Пилюк, уже есть три десятка перерабатывающих заводов. Но в перспективе должны появиться новые, так как имеющиеся уже не справляются с переработкой урожая.
Пока на рапс в общей структуре посевных площадей Беларуси приходится около 7—8 процентов. Но, по мнению ученых, оптимальными были бы 10—15 процентов, то есть вдвое больше, чем сейчас.


Не точка, а многоточие


Хотя белорусские сорта рапса и позволяют уже получать урожай до 45—60 центнеров с гектара, но точку в селекции ставить рано. Болезни растений мутируют, нужно выводить более стойкие к ним сорта. Кроме этого есть потенциал для повышения урожаев. Во-первых, создание гибридов может привести к повышению урожайности почти на 20 процентов. Во-вторых, более рациональные ведение земледелия и сбор урожая также могут дать ощутимую выгоду.
В итоге выиграют рядовые граждане. На заре возделывания рапса в Беларуси, напоминает Ядвига Пилюк, литр растительного масла у нас стоил, как килограмм сливочного или два килограмма свинины. Теперь же пропорции ощутимо изменились, растительное масло подешевело. И этому поспособствовало рапсовое масло, которому удалось потеснить подсолнечное.
На прилавках рапсового масла не так много, соглашается Ядвига Пилюк. Зато, утверждает она, его охотно используют в майонезах, других продуктах, так как оно долго не прогоркает.
Потребитель, привыкший к запаху подсолнечника, достоинства рапсового масла еще оценит, считает она. “Подсолнечное для салатов, рапсовое для жарки”, — предлагает завлабораторией компромиссный вариант. Теоретически же рапсовое масло можно сделать и с запахом подсолнечного. А также другими запахами, даже шоколада. Это еще одна особенность рапсового масла.

По делам и честь


За создание системы сортов озимого и ярового рапса, за разработку технологий возделывания этой культуры и внедрение их в производство ученым НПЦ Национальной академии наук Беларуси по земледелию указом Президента было присвоено звание лауреатов Государственной премии за 2008 год. Заслуженную награду в Минске в торжественной обстановке получат Ядвига Пилюк, Владимир Белявский и Виктор Сушкевич.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter