Эксклюзивное интервью с экипажем «МАЗ-СПОРТавто»

Белое солнце на «МАЗах» в пустыне

Команда «МАЗ-СПОРТавто» — в эксклюзивном интервью «СГ»
14 СУТОК подряд проходили испытания песками, жарой и бездорожьем участники престижнейшего ралли-марафона «Дакар-2015», который завершился в Аргентине. Встречали нашу команду «МАЗ-СПОРТавто» на родине как героев: впервые в истории один из наших экипажей вошел в десятку сильнейших. А корреспонденту «СГ» начальник команды и штурман экипажа-десяточника Валерий КОЗЛОВСКИЙ, пилот Александр ВАСИЛЕВСКИЙ и механик Антон ЗАПОРОЩЕНКО согласились дать эксклюзивное интервью.



— Позвольте для начала поздравить вашу команду с отличным выступлением. Успели уже отойти после южноафриканской жары?

Штурман Валерий КОЗЛОВСКИЙВ. КОЗЛОВСКИЙ: — Большое спасибо! Загорели немного. Температура в тех местах колеблется от 35 до 43 градусов, и это в тени! В самую пору чай заваривать, причем без чайника.

10-е место — заслуга не только экипажа, но и конструкторов, механиков, инженеров, завода в целом. Результатом более чем довольны, однако есть небольшой осадочек, ведь могли стать и девятыми, и восьмыми в финальном протоколе. На последнем этапе уступили всего 18 секунд голландскому экипажу Iveco Жерара де Роя. Обидно. Тем не менее задача войти в десятку выполнена. Это, кстати, тоже немало: даже признанные фавориты из числа гигантов автомобилестроения не могут гарантировать, что все их экипажи сумеют пройти испытания песками, жарой и бездорожьем самых экзотических мест планеты. Завершившийся в Аргентине очередной «Дакар» доказал: наши грузовики могут на равных бороться за победу.

— Четыре года назад, отправляя свой первый грузовик на старт знаменитого ралли-рейда, в руководстве МАЗа осторожно замечали, что главной задачей будет просто добраться до финиша. Сегодня вы в топ-10. Что помогло окрепнуть?

А. ВАСИЛЕВСКИЙ: — К этой десятке мы шли четыре года. Это действительно долгий, кропотливый труд. Всего в «Дакаре» стартовали 63 экипажа со всего мира, финишировали 43 машины. В этом плане мы выросли не без помощи технических новшеств: грузовики облегчили до 10 тонн, изменена конструкция подвески (передние и задние амортизаторы стали взаимозаменяемыми), а также технология крепления раздаточной коробки, что сократило время обслуживания и ремонта грузовика во время гонки. Еще несколько килограммов выкроили на кузовных деталях.

Экипаж Сергея Вязовича на одном из этапов из-за поломки ночевал в пустыне. У вас случались подобные неприятности?

А. ЗАПОРОЩЕНКО: — У второго грузовика команды была проблема с редуктором, поэтому экипаж оказался позади пелотона. На прошлом «Дакаре» мы также остались в пустыне и тогда финишировали лишь 31-ми. В этом году на последнем этапе было ветрено, у нас разбилось стекло, так что пришлось при дожде, грязи с нулевой видимостью ехать до финиша аккуратно, вслепую. У каждой команды для таких случаев припасена своя тактика. К примеру, российский «КамАЗ-Мастер» использует так называемую быструю техничку — экипаж, который идет сзади и помогает остальным.

Конечно, каждый экипаж испытывает трудности. Эта гонка интересна своей опасностью и дерзостью. «Дакар» — прохождение этапов по бездорожью, а если где-то есть дороги, то это грунтовые и далеко не лучшего качества тропки. Плюс перепады высот, чередование горных участков с песчаными пустынями и долинами высохших рек. Порой здесь приходится ехать на высоте 4 000 метров над уровнем моря. Комфорта мало.

— Есть ли место отдыху на «Дакаре»?

В. КОЗЛОВСКИЙ: — На многодневке бытует шутка: у пилотов много времени на гонку, но они тратят его на сон. Все эти 4,5 часа! На отдельных этапах, бывало, отдыхали и по шесть-семь часов. От заката до рассвета (от 8 до 15 часов в кабине) проезжали до тысячи километров. Уставали жутко. Конечно, старались засветло приехать на финиш, чтобы механики могли обслужить технику и подготовить ее к следующему старту. Ночью работали с навигацией, вносили изменения в карту трассы: отмечали точки, которые нужно пройти — так называемые чекпоинты, обходя опасные повороты, ямы, трамплины, бугры.

Иногда связывались с родными, близкими и коллегами через роуминг. Правда, не всегда получалось звонить из-за разницы во времени (6 часов. — Прим. авт.). В гостинице был Интернет, читали новости, смотрели местное телевидение.

— Что скажете о болельщиках в Южной Америке? Почувствовали местный колорит?

Пилот Александр ВАСИЛЕВСКИЙА. ВАСИЛЕВСКИЙ: — Тамошние жители принимают гонщиков очень радушно. На зрительских зонах и на обочинах постоянно много людей. Они приезжают целыми семьями, как на пикник, глазеют на гонщиков, на технику. Сильнее всего местный колорит чувствовался в питании, еда у них очень своеобразная. Нюансы южноамериканской кухни пришлись не всем по нраву. Чего уж говорить, если даже говядина была для нас настоящим деликатесом. К тому же жара, постоянные перегрузки, тряска, ежедневные эмоциональные стрессы — все это плохо для пищеварения. Тем не менее от голода никто не пострадал. Выдавали сухие пайки, были йогурты, ветчина, чай, кофе. Мы все больше понимаем, зачем КамАЗ возит с собой полевую кухню.

— Как добирались вы и «МАЗы» в Аргентину?

В. КОЗЛОВСКИЙ: — Команда вылетела из Минска на место старта в конце декабря. Новый год мы, кстати, отметили уже по прибытии в городе 25 мая (название. — Прим. авт.) вблизи Буэнос-Айреса. Торжественно открыли бутылку «Кока-колы» и пожелали друг другу легкого «Дакара». А еще мы отпраздновали свои дни рождения в Аргентине: у Антона — 6 января, у Александра — 17-го, у меня — 20-го.

Техника доставлялась паромом из французского порта Гавр и шла больше месяца. Несколько дней у нас было для того, чтобы привести ее в порядок: убрать ржавчину, зарядить аккумулятор, накачать колеса. 

— Все места на пьедестале в зачете грузовиков заняли экипажи российского КамАЗа. В следующем году, надо полагать, белорусские спортсмены отправятся на другую сторону Земли уже не только за участием?

Механик Антон ЗАПОРОЩЕНКОА. ЗАПОРОЩЕНКО: — Мы к этому стремимся. У КамАЗа все-таки 24 «Дакара» за спиной, у нас — четыре. Чувствуете разницу? Сейчас ждем наши «МАЗы», которые доставят в Минск в конце февраля — начале марта. Тогда и начнем готовить технику к новым стартам.

— Уже есть планы на следующий «Дакар»?

В. КОЗЛОВСКИЙ: — Пока машины возвращаются из Южной Америки, обсуждаем проблемы, с которыми столкнулись во время марафона. В первую очередь заменим двигатели по требованиям регламета соревнования не более 16,5 литра, настроим подвеску, амортизаторы. В апреле стартуем на чемпионате России, первый этап пройдет в Астраханской области. В мае открываем чемпионат страны гонкой под Полоцком. В июле технику испытаем на многодневном ралли-рейде «Шелковый путь», который пройдет в России и Китае. К финишной гонке сезона, «Дакару-2016», маршрут которого предварительно проляжет через Перу и Бразилию, нужно подойти максимально собранными. Ну а коль нынче в десятку лучших забрались, в следующий раз как минимум — попасть в пятерку.

— Спасибо за интересную беседу. Удачи вам!

СПРАВКА «СГ»

Ралли «Дакар» — ежегодный  гоночный марафон, проводится с 1978 года. До переноса ралли в Южную Америку (2009) гонка проходила по пескам Сахары и финишировала в столице Сенегала — Дакаре. Соревнования проходят в трех классах: мотоциклы (квадроциклы), автомобили, грузовики. «Дакар-2015» приняли три страны — Аргентина, Боливия и Чили. Протяженность трассы составила более 9 тысяч километров.

lobatjy@sb.by

Фото Владислава ПОПЧЕНКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter