«Белая гвардия»: Хабенский породнился с Раппопорт

На съемках многосерийного фильма «Белая гвардия» от Юрия Стоянова потребовали изящества, а Алексей Серебряков совершил подвиг. За рабочим процессом наблюдали наши корреспонденты.

На съемках многосерийного фильма «Белая гвардия» от Юрия Стоянова потребовали изящества, а Алексей Серебряков совершил подвиг. За рабочим процессом наблюдали наши корреспонденты.

В павильон киностудии RWS на окраине Петербурга Константин Хабенский, исполнитель роли Алексея Турбина, приезжает точно к назначенному времени – в 11.00. Актер появляется на площадке с дорожной Ксения Раппопорт в кадре носит рыжий парик. фотосумкой на плече – несколько часов назад он приехал в Питер из Москвы. Константин выглядит уставшим, но, несмотря на это, приветливо здоровается с коллегами, затем садится рядом с режиссером Сергеем Снежкиным («Похороните меня за плинтусом») у монитора и просит показать отснятый материал.
В основе фильма, который снимается по заказу канала Россия 1, – одноименный роман Михаила Булгакова и пьеса «Дни Турбиных». В центре событий – семья Турбиных: Алексей, его сестра Елена (Ксения Раппопорт) и младший брат Николка (Николай Ефремов, сын Михаила Ефремова и Евгении Добровольской). В 1918 году, когда из Киева уходят немцы, оккупировавшие Украину, город захватывают войска Петлюры. Военный врач Алексей Турбин и Николка защищают город в рядах добровольцев. Героиня Ксении Раппопорт следит за домом, который во время войны становится прибежищем офицеров русской армии.


Сегодня снимают несколько сцен. В одной из них Елена вбегает в кабинет к брату и сообщает, что их служанка Анюта (Янина Студилина) ждет ребенка от Мышлаевского (Михаил Пореченков). В другой – Елена с ложки кормит брата супом. И хотя актеры уже на площадке, работу приходится отложить – рабочие не успели выставить нужный свет. Константин послушно направляется в свою гримерку.


Но возникает еще одна проблема. Кто-то из ассистентов рассказывает директору картины Игорю Гудкову о том, что гример Таня только что сломала ногу – девушка села в кресло, и оно сложилось под ней. Пострадавшую увозят в травмпункт, а Гудков распоряжается проверить все остальные кресла.
– Случись это хотя бы часом позже – и на том самом кресле могли бы сидеть Хабенский или Раппопорт! – возмущается директор.


Режиссер внимательно рассматривает актеров – и остается недоволен. По его мнению, Янина Студилина слишком хорошо причесана.


– В этом эпизоде ее будят ночью! – говорит режиссер. – Аня должна быть взъерошенной – ведь она спала. А Янина с идеально заплетенной косой – так не должно быть.


Предметы интерьера для кабинета героя Константина Хабенского нашли в музеях Санкт-Петербурга. фотоНаконец все готово. На площадке вновь появляется Константин Хабенский. Улыбающийся, в идеально сидящем черном костюме, сшитом по моде начала XX века, в начищенных до зеркального блеска туфлях, он стремительно входит в кабинет. Здесь – обязательная зеленая лампа, множество книг, ширма, шкаф, заполненный склянками.


Актер присаживается на край стола, достает серебряный портсигар, закуривает папиросу. Неожиданно начинает рассказывать коллегам по площадке анекдот про врачей. Но закончить не успевает – Сергей Снежкин кричит:
– По времени сегодня мы превзошли сами себя! Приготовиться! Все сосредоточились, мгновенно замолчали и… – режиссер останавливает взгляд на декорациях и обрывает: – Стоп! Кто так повесил дверь в кабинет Турбина?! Она же должна открываться в другую сторону! Перерыв десять минут. Кто-нибудь, будьте любезны, маленький эспрессо с большим сахаром…

 

Бондарчука снимали украдкой


На следующий день съемочная группа переезжает в центр Петербурга, на Конюшенную площадь. Здесь по сюжету располагается ангар броневого дивизиона. Сегодня снимают сцену, в которой герой Владимира Вдовиченкова капитан Плешко находит труп прапорщика Страшкевича (Кирилл Жандаров).
Снежкин смотрит на часы и вдруг бросается к бригадиру массовки.


– Где люди?! – возмущается Сергей Олегович. – Их должно быть десять, почему я вижу всего восьмерых? Почему остальные так долго тянутся?


Двое опоздавших статистов – солдаты дивизии – смущенно топчутся в нескольких метрах от Снежкина.
– Я сейчас рассказывал, что нужно будет сделать в следующей сцене. Вы все прослушали, – жестко говорит режиссер и протягивает им сценарий. – Держите, и пока не прочтете, к съемкам не приступите.
На массовку Снежкин зол с утра: пока работали над сценами с участием Федора Бондарчука, который играет подпоручика Шполянского, статисты украдкой фотографировали актера на камеры мобильных телефонов. Федору Сергеевичу это не понравилось, и Снежкин был вынужден сделать массовке замечание.


Кирилла Жандарова укладывают на земляной пол рядом с накрытым столом – по сценарию убийство Страшкевича происходит во время застолья.


Владимир Вдовиченков, одетый в кожаный френч, подходит к Снежкину.
– Сергей Олегович, какую эмоцию мне нужно показать? – спрашивает Владимир.
– Мне нужна ярость, – говорит режиссер. – Плешко зол и на себя – за то, что не уберег Страшкевича, и на них, безвинных, – за то, что не видели, кто совершил убийство.

 

Серебряков устроил обливания


Очередной рабочий день начинается рано. В восемь утра киношники заполняют Витебский вокзал в Петербурге – здесь снимают место расположения штаба дружины. Реквизиторы расставляют в декорациях старинные вещи: столы, самовары, печатные машинки и телефонные линии, носилки для раненых, чернильницы, подсвечники и еще десятки мелочей. Все эти предметы – настоящие, сохранившиеся с начала ХХ века. На то, чтобы найти и приобрести их на блошиных рынках, реквизиторы потратили не один месяц.


По сценарию к начальнику первой дружины генерал-майору Блохину (Юрий Стоянов) приходит полковник Най-Турс (Алексей Серебряков) и отрекомендовывается командиром второго эскадрона бывшего Белградского полка. Генерал поручает ему сформировать второй отдел дружины.


– Я снимаюсь всего семь дней, у меня практически эпизодическая роль, так что подвигов в этом фильме не совершаю, кроме одного, – рассказывает Серебряков. – По сценарию у нас зима, поэтому мы одеты в шерстяные костюмы, шинели и фуражки. Попробуйте хоть немного постоять в таком одеянии на тридцатиградусной жаре!


После каждой сцены актер снимает с себя гимнастерку и обливается холодной водой. Пока Серебряков приводит себя в порядок после импровизированного душа, Снежкин объясняет Стоянову, каким именно он хотел бы видеть его героя.


– Юрий Николаевич! Вальяжней, откиньтесь на спинку стула, бумагу держите поизящней! – кричит он в микрофон. – Массовка, юнкера, где ваши винтовки? Они должны быть у вас в руках, а не на плече! Это же Булгаков, нам всем надо быть внимательнее!


Картина «Белая гвардия» выйдет в эфир канала Россия 1 в 2011 году.

Анна АБАКУМОВА, Анна РОДИНА, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото Андрея ФЕДЕЧКИНА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter