Беларусь — экзотическая страна

С чего начинается Беларусь? У каждого из нас, живущих на этой земле, есть собственный ответ. А с чего начинается наша страна для иностранного туриста? С получения визы? С утомительного ожидания на границе? С неспешной прогулки по улицам старинного Полоцка или по тропинкам одного из национальных парков? Иногда первая встреча с неизвестной страной бывает виртуальной: стоишь в книжном магазине, вертишь в руках путеводитель... И вдруг один из снимков надолго привлекает твое внимание. Поэтому значение хорошего путеводителя трудно переоценить. “Мы открываем Беларусь!” — смело провозгласило издательство “Рифтур”, начавшее летом 2001 года работу по выпуску краеведческой литературы о Беларуси. И действительно, для многих читателей брошюры, плакаты, путеводители и наборы открыток — даже не открытие, а просто откровение: это у нас такая красота?!

С чего начинается Беларусь? У каждого из нас, живущих на этой земле, есть собственный ответ. А с чего начинается наша страна для иностранного туриста? С получения визы? С утомительного ожидания на границе? С неспешной прогулки по улицам старинного Полоцка или по тропинкам одного из национальных парков? Иногда первая встреча с неизвестной страной бывает виртуальной: стоишь в книжном магазине, вертишь в руках путеводитель... И вдруг один из снимков надолго привлекает твое внимание. Поэтому значение хорошего путеводителя трудно переоценить. “Мы открываем Беларусь!” — смело провозгласило издательство “Рифтур”, начавшее летом 2001 года работу по выпуску краеведческой литературы о Беларуси. И действительно, для многих читателей брошюры, плакаты, путеводители и наборы открыток — даже не открытие, а просто откровение: это у нас такая красота?!

Одиннадцать лет назад политический обозреватель “Народной газеты” Сергей Плыткевич, прекрасный фотохудожник, круто изменил свою жизнь — ушел, к сожалению, из нашего издания, чтобы создать первую в Беларуси туристическую газету. Поварившись в котле туристических проблем и вникнув в нюансы отечественного турбизнеса, он почувствовал: белорусскому туристическому продукту явно чего-то не хватает. Чего? На этот и другие вопросы отвечает наш бывший коллега.
— Из всего того, что за это время удалось сделать, самое дорогое для меня — это все-таки фотоальбом “Беларуская экзотыка”, — говорит Плыткевич. — И не потому, что он авторский. Эта работа — символ преодоления определенного барьера, который существует внутри каждого из нас. Чтобы признать право на существование самого термина “белорусская экзотика”, нужно было поездить по другим странам и, вернувшись на родину, увидеть Беларусь глазами иностранца. Следовало пообщаться с гостями Беларуси, приехавшими к нам, чтобы понять, что им понравилось, а что нет.
Не скрою, приятно, что словосочетание “белорусская экзотика”, введенное в обиход издательством, теперь украшает витрину книжного магазина “Светоч”. Кстати, то же самое произошло и с понятием “города-музеи”. Во всем мире такие города-музеи существуют, туда постоянно устремляются толпы туристов. Но для Беларуси это был абсолютно новый подход. Многое из того, что составляло национальное достояние, давно утрачено. Поэтому применить термин “город-музей” к белорусским городам сегодня можно лишь с некоторой натяжкой. Как и в случае с понятием “белорусская экзотика”. Есть здесь некое стремление выдать  желаемое за действительное, чуть-чуть приукрасив реальность.
Скажем, называя городом-музеем Полоцк, в котором осталось 20—30 процентов исторических зданий, мы делаем это преднамеренно. Во-первых, для его жителей, чтобы они попытались хотя бы осознать, в каком уникальном месте живут. А осознав, поймут, что не могут себе позволить бросать на улицах мусор — ведь не позволяем же мы себе этого в музеях! Во-вторых, чтобы увидели красоту двориков и других достопримечательностей города. А еще думали над тем, что нужно сделать, чтобы туристам в нем было приятно, интересно и удобно.
Раньше у фотокорреспондентов не было возможности делать снимки с высоты. Сейчас такая возможность появилась. Тем не менее абсолютное большинство жителей Беларуси еще даже не представляют, в каких красивых местах они живут! В тех же Поставах и Миорах.
— Значит, своими фотоработами вы стремитесь создать привлекательный имидж Беларуси, показать красивую, древнюю страну, где живут радушные и гостеприимные люди, которые уважительно относятся к историческому наследию. Не думаете ли, что в этом есть элемент некоего лукавства? Ведь, путешествуя по стране, вы сами не раз сталкивались с грустными примерами бесхозяйственности, разрушения памятников...
— Есть элементарное понятие жанра. Моя цель — пригласить людей в гости. Что мы у себя дома делаем, прежде чем принять гостей? Убираем квартиру, готовим обед, накрываем стол...
Мы хотим понравиться. И я своими работами стремлюсь показать лучшее. Хотелось бы, чтобы к нам не только иностранцы ехали, но чтобы свою страну увидели и сами белорусы.
В Китае, например, очень развит внутренний туризм. Сейчас над этим активно работают и страны Евросоюза. Человек, который путешествует, принципиально отличается от того, кто сидит дома. Путешественники на 99,9 процента оптимисты и хорошие люди. Хотелось бы, чтобы их было больше.
— Раз уж мы заговорили о путешествиях и путешественниках... Ваш образ жизни позволяет причислить вас к этой категории. Какие из поездок по заморским краям или родной Беларуси впечатлили вас настолько, что вы можете сказать — это путешествие меня изменило?
— Из дальних — самое шоковое впечатление осталось после посещения Китая. Я был в Китае несколько раз, но запомнилась последняя поездка по программе “Китайская экзотика”. Это был двусторонний китайско-белорусский проект: сначала свою страну показывала нам китайская сторона, потом мы должны были представить китайским фотохудожникам Беларусь. Самое сильное впечатление произвел Шанхай. Мы увидели этот город динамично развивающимся, рванувшим вперед семимильными шагами. И не только Шанхай. Вся китайская нация, китайская цивилизация движется вперед с огромной скоростью. Я вернулся в Беларусь в полном восхищении, немножко помучился... А потом осознал, что Беларусь — это все-таки мое, она для меня важнее всего.
Из ближних странствий впечатлила поездка в прошлом году в заказник Казьяны в Шумилинском районе. Мы фотографировали птиц, ходили по болотам, те пейзажи казались мне вполне обычными.
А когда я над этим болотом поднялся на самолете, испытал настоящее потрясение: оказалось, что все болото сплошь засыпано озерами, как бусинками или горошинками, которых там штук сто-двести.
— Помните ли вы свои ощущения, когда впервые поднялись в небо с фотокамерой?
— Тогда я хотел сделать панорамные осенние кадры, но полет из-за погоды несколько раз откладывался. Но когда взлетели, я увидел петляющую, извивающуюся Березину и сделал уникальный кадр. Ощущения были необычные и острые. А сейчас, когда за последний год летал раз двадцать, некоторые районы Беларуси знаю, без преувеличения, как собственный огород. А ведь в небе можно заблудиться так же, как и в лесу.
— Вы работоспособный человек, прямо брызжете энтузиазмом. Где черпаете силы?
— В творчестве. Чем интереснее работа, тем больше появляется жизненной силы. К тому же перемена деятельности всегда воспринимается как отдых. А я постоянно меняю вид деятельности. Пять дней в неделю работаю в редакции, потом наступают долгожданные выходные — можно рвануть в лес, найти гнездо хищной птицы и терпеливо ждать, когда она прилетит, или идти по болоту в надежде наткнуться на необычный кадр.
— Есть ли у вас какие-то собственные, только ваши, способы преодолеть скуку, повысить творческую активность?
— Туризм, путешествия давно уже стали частью моей работы. Обязательно несколько раз в неделю играю в волейбол. А каких-то особых способов, наверное, нет. Сейчас мы занимаемся проектом “Нечаканая Беларусь”, и я поставил перед собой задачу снять всю страну с высоты птичьего полета. Чем быстрее я ее выполню, тем быстрее появится новая задача.
— В вашей жизни был этап работы в “Народной газете”. Каким он видится с высоты прожитых лет? Не возникало ли у вас сожаление, что ушли из газеты?
— Признаюсь, что всегда был на перепутье: писать или фотографировать. Когда работал в “Чырвонай змене”, этот вопрос стоял передо мной особенно остро. Там я писал и фотографировал. Когда пригласили в “Народную газету”, тоже был на перепутье: в тот момент думал покупать фотоаппарат и собирался делать книжки. Я не жалею о том, что работал в “НГ”.
— Какие-то свои публикации помните?
— Еще бы! Например, материал “Самоселы” — один из первых репортажей о жителях, которые самовольно заселились в выселенную деревню в Брагинском районе — Соболи. Делал репортажи из “горячих точек” — Тбилиси, Нагорного Карабаха. Тогда мне это было интересно, но душа требовала создать газету о туризме. Сейчас мне интересно заниматься изданием книг.
— Что бы вы хотели изменить в своей работе, в себе, в стране?
— Хотелось бы стать более организованным, чтобы лучше планировать время, доводить начатое до конца, не разбрасываться на тысячу разных дел. Мечтаю, чтобы людям жилось радостнее, чтобы они имели возможность больше путешествовать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter