Как не сломать будущего победителя

Бегом из клуба неудачников

Мамы и папы вкладывают в ребенка деньги, как в бизнес‑проект, будь то олимпиада по математике, музыкальный конкурс или теннисный турнир. И ждут феноменальной отдачи. Но ребенок раз за разом терпит фиаско. Наступает разочарование: «Я неудачник!» Он бросает ненавистные ноты, ракетку, учебу. Родители кричат ему о зря потраченных средствах и времени или начинают менять тренеров‑репетиторов, обвиняя их в плохих результатах. Погоня за победой приводит к тому, что сами по себе знания и навыки обесцениваются. Как же воспитать успешного человека, а не сломать ребенку жизнь? 

ФОТО GOPROSPORT.RU

Бей? Беги? Замри?

Есть четкая, хотя и абстрактная линия между победителями и проигравшими. 1% великих и 99% всех остальных. Проводилось не одно исследование, чтобы понять, кто попадает в этот процент. Чемпионов изучали вдоль и поперек: их мозг, психологию, физическую подготовку, образ мыслей — winning‑mentality. Чем они отличаются?

— Я бы назвала это азартом: способностью на стрессе показывать лучшие результаты, чем в состоянии покоя,
— рассуждает тренер по теннису, спортивный психолог Наталья Верина. — Есть два вида мотивации: достижение успеха или избегание неудач. Разница в том, что кто‑то выходит на корт и хочет выиг­рать, а кто‑то выходит и боится проиграть. Так вот чемпионы даже не думают о проигрыше. А 99% людей и в спорте, и в жизни, и в работе сосредоточены на том, как не допустить промаха, ошибок, особенно когда их действия оцениваются другими. И каждый проиг­рыш для них — показатель, что «это не мое, я не буду дальше заниматься». Победитель же не отказывается от своей цели при первой неудаче. Он извлекает из ошибок уроки, делает выводы, накапливает опыт и идет дальше. Известно, что реакция на стресс у каждого своя: бей, беги или замри. У чемпионов это — «бей». Того, кто «убегает», тоже можно научить «бить». Но изначально нужно идти от темперамента ребенка. Меланхоликам, например, соревновательный стресс вообще противопоказан, им комфортно просто тренироваться и совершенствовать себя. Спорт сам по себе будет закалять их характер.

Часто родители завышают планку и ставят победу во главу угла: «Соберись, ты должен победить, что ты как тряпка» или «стыдно проиграть такому сопернику». А ведь страх неудачи подавляет, парализует. Хуже того, в самый ответственный момент ребенок начинает жаловаться, что у него что‑то болит. Порой болезнь для него — это единственный способ уйти от стрессовой ситуации, будь то контрольная или соревнование. 

— Распространенная ситуация: каждый раз перед соревнованиями у подростка поднимается температура, кашель, насморк, — рассказывает Наталья Верина. — Одно соревнование — болеет. Второе — опять простуда. Турнир позади, и все проходит. У кого‑то это проявляется острой формой гастрита, кожными заболеваниями, бронхитом. Что происходит? Напряжение идет из головы: «Родители потратили кучу денег, я должен оправдать их вложения…» Груз ответственности — это лишний стресс. Нет разницы между физическим и эмоциональным стрессом: оба заставляют мышцы напрягаться. А в этот момент нужно что‑то делать — возникает боль. Когда вы работаете через «не могу» — это преодоление, это нормально, а через «не хочу» — это риск травмы.

Процесс важнее результата

Психологи говорят: победа — это ложная цель. Родители ругают или хвалят за результат, а это неправильно. Потому что ребенок может не стараться и победить, а может 5 часов играть матч, выбиться из сил, показать всяческие сложные элементы, но проиграть всухую. Ценны именно его усилия. Кто‑то побеждает, выкладываясь на 20%, а кто‑то — на 150. И за это нужно хвалить или критиковать, тогда ребенок будет концентрироваться на своих личных достижениях и получать удовольствие от сделанного. То же самое в учебе.

— Родители должны быть как батут внизу,
— говорит детский психолог Виталий Володько. — Вы можете дать возможность ребенку высоко прыгнуть, чтобы он не боялся падать, несмотря ни на что: падение в рейтинге, череда проигрышей, травмы. Но если этого батута нет, если он дырявый, если дети не уверены, что их поддержат, их будет сдерживать страх. И самое главное, что они слышат за словами «ты должен победить»: меня любят, только если я чего‑то достигаю. Не нужно говорить, чтобы он был первым и лучшим. Он ценен сам по себе, а не медалями и оценками. 

Когда результат становится важнее процесса — это начало конца. Именно поэтому многие в 16 — 17 лет бросают то, чему посвятили 10 лет. Результата нет — интерес пропадает. Что делать?

— Иногда помогает пауза, — советует Наталья Верина. — Например, австралийская теннисистка Эшли Барти, которую считали восходящей звездой, в 18 лет вдруг решила, что теннис ей не приносит удовольствия, и пошла играть в крикет. Через пару лет ей стало скучно, она вернулась и… стала первой ракеткой мира. Не знаю, что в тот момент говорили ей родители. Но когда обращаются ко мне с вопросом «заставлять или бросать?», я советую переключиться на что‑то другое. Только чтобы не сидел на диване, в телефоне, в телевизоре. Пусть он будет чем‑то озадачен.

Постоянное вождение детей за ручку туда, куда кажется правильным родителям, лишает их самого главного — способности к выработке собственных целей и стратегии их достижения. Всю жизнь за них «хотели» родители. Иногда взрослые спортсмены даже не могут четко сформулировать свои желания, выбрать из еды, что им нравится. Они знают, что им можно, а что нельзя. А чего хочется?

В итоге бросают профессиональный спорт, уходят из выбранного родителями вуза со словами «я не буду играть в ТВОЙ теннис» или «мне не нужен ТВОЙ диплом». И сбрасывают с плеч груз ответственности за вложенные инвестиции и безумные ожидания родителей… 

КАК ПОБОРОТЬ МАНДРАЖ?

Дыхательные техники. Например, «дровосек»: на вдохе как будто поднимаете «топор» вверх и делаете замах, на выдохе «разрубаете полено», с силой произнося «гу» и мысленно представляя, как вы «рассекаете» свой страх.

Успокаивающие ритуалы. Для кого‑то такой волшебной «пилюлей» будет процесс сбора сумки на турнир, переодевание в костюм или прикосновение в кармане к заветному камушку. Например, великая певица Елена Образцова в качестве ритуала всегда перед выступлением съедала кусок мяса и выпивала чашку крепкого кофе, объясняя это так: «Кофе — для страсти, мясо — для силы».

Заранее продуманная тактика игры. Другими словами, как максимально эффективно использовать свои сильнейшие стороны. О слабых местах и ошибках вообще не вспоминаем. Делаем все, чтобы было ощущение уверенности в себе и ничто от нее не отвлекало.

Визуализация. Закрываем глаза и представляем, как спокойно и уверенно играем матч или концерт. Можно вспоминать свои прошлые успехи, можно сделать нарезку из удачных выступлений, чтобы видеть себя как успешного игрока. Мысль материальна. 

Разминка. Когда мы хоть что‑то начинаем делать, страх уходит в действие. Но это не должен быть хаотичный набор движений, а привычные упражнения, с которых обычно начинается ваша тренировка. 

Как вернуть мотивацию?

Предоставьте свободу выбора. Проговорите: «Если тебя интересует мое мнение, я скажу, но решать тебе». Когда повзрослевшие дети получают эту свободу, как правило, не знают, что с ней делать. И процентов 90 возвращаются, начинают заниматься с удвоенной силой, потому что сами решили. Это качественный скачок в мотивации. У кого‑то он происходит в 14 лет, а у кого‑то в 18, а вместе с ним и результаты появляются, и удовольствие.

kucherova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter