
Бей? Беги? Замри?
Есть четкая, хотя и абстрактная линия между победителями и проигравшими. 1% великих и 99% всех остальных. Проводилось не одно исследование, чтобы понять, кто попадает в этот процент. Чемпионов изучали вдоль и поперек: их мозг, психологию, физическую подготовку, образ мыслей — winning‑mentality. Чем они отличаются?

Часто родители завышают планку и ставят победу во главу угла: «Соберись, ты должен победить, что ты как тряпка» или «стыдно проиграть такому сопернику». А ведь страх неудачи подавляет, парализует. Хуже того, в самый ответственный момент ребенок начинает жаловаться, что у него что‑то болит. Порой болезнь для него — это единственный способ уйти от стрессовой ситуации, будь то контрольная или соревнование.
— Распространенная ситуация: каждый раз перед соревнованиями у подростка поднимается температура, кашель, насморк, — рассказывает Наталья Верина. — Одно соревнование — болеет. Второе — опять простуда. Турнир позади, и все проходит. У кого‑то это проявляется острой формой гастрита, кожными заболеваниями, бронхитом. Что происходит? Напряжение идет из головы: «Родители потратили кучу денег, я должен оправдать их вложения…» Груз ответственности — это лишний стресс. Нет разницы между физическим и эмоциональным стрессом: оба заставляют мышцы напрягаться. А в этот момент нужно что‑то делать — возникает боль. Когда вы работаете через «не могу» — это преодоление, это нормально, а через «не хочу» — это риск травмы.
Процесс важнее результата
Психологи говорят: победа — это ложная цель. Родители ругают или хвалят за результат, а это неправильно. Потому что ребенок может не стараться и победить, а может 5 часов играть матч, выбиться из сил, показать всяческие сложные элементы, но проиграть всухую. Ценны именно его усилия. Кто‑то побеждает, выкладываясь на 20%, а кто‑то — на 150. И за это нужно хвалить или критиковать, тогда ребенок будет концентрироваться на своих личных достижениях и получать удовольствие от сделанного. То же самое в учебе.

Когда результат становится важнее процесса — это начало конца. Именно поэтому многие в 16 — 17 лет бросают то, чему посвятили 10 лет. Результата нет — интерес пропадает. Что делать?
— Иногда помогает пауза, — советует Наталья Верина. — Например, австралийская теннисистка Эшли Барти, которую считали восходящей звездой, в 18 лет вдруг решила, что теннис ей не приносит удовольствия, и пошла играть в крикет. Через пару лет ей стало скучно, она вернулась и… стала первой ракеткой мира. Не знаю, что в тот момент говорили ей родители. Но когда обращаются ко мне с вопросом «заставлять или бросать?», я советую переключиться на что‑то другое. Только чтобы не сидел на диване, в телефоне, в телевизоре. Пусть он будет чем‑то озадачен.
Постоянное вождение детей за ручку туда, куда кажется правильным родителям, лишает их самого главного — способности к выработке собственных целей и стратегии их достижения. Всю жизнь за них «хотели» родители. Иногда взрослые спортсмены даже не могут четко сформулировать свои желания, выбрать из еды, что им нравится. Они знают, что им можно, а что нельзя. А чего хочется?
В итоге бросают профессиональный спорт, уходят из выбранного родителями вуза со словами «я не буду играть в ТВОЙ теннис» или «мне не нужен ТВОЙ диплом». И сбрасывают с плеч груз ответственности за вложенные инвестиции и безумные ожидания родителей…
КАК ПОБОРОТЬ МАНДРАЖ?
Дыхательные техники. Например, «дровосек»: на вдохе как будто поднимаете «топор» вверх и делаете замах, на выдохе «разрубаете полено», с силой произнося «гу» и мысленно представляя, как вы «рассекаете» свой страх.
Успокаивающие ритуалы. Для кого‑то такой волшебной «пилюлей» будет процесс сбора сумки на турнир, переодевание в костюм или прикосновение в кармане к заветному камушку. Например, великая певица Елена Образцова в качестве ритуала всегда перед выступлением съедала кусок мяса и выпивала чашку крепкого кофе, объясняя это так: «Кофе — для страсти, мясо — для силы».
Заранее продуманная тактика игры. Другими словами, как максимально эффективно использовать свои сильнейшие стороны. О слабых местах и ошибках вообще не вспоминаем. Делаем все, чтобы было ощущение уверенности в себе и ничто от нее не отвлекало.
Визуализация. Закрываем глаза и представляем, как спокойно и уверенно играем матч или концерт. Можно вспоминать свои прошлые успехи, можно сделать нарезку из удачных выступлений, чтобы видеть себя как успешного игрока. Мысль материальна.
Разминка. Когда мы хоть что‑то начинаем делать, страх уходит в действие. Но это не должен быть хаотичный набор движений, а привычные упражнения, с которых обычно начинается ваша тренировка.
Как вернуть мотивацию?
Предоставьте свободу выбора. Проговорите: «Если тебя интересует мое мнение, я скажу, но решать тебе». Когда повзрослевшие дети получают эту свободу, как правило, не знают, что с ней делать. И процентов 90 возвращаются, начинают заниматься с удвоенной силой, потому что сами решили. Это качественный скачок в мотивации. У кого‑то он происходит в 14 лет, а у кого‑то в 18, а вместе с ним и результаты появляются, и удовольствие.
kucherova@sb.by