Проверено: за день торговли пирожками в поездах можно заработать 25 рублей

Батончик тронется

Лично я встречаю таких людей практически каждую неделю. Они заходят в вагон дизель-поезда, как правило, поодиночке и предлагают свои нехитрые товары. Чудо-ручки, дождевики, отраву для кротов, вафельные трубочки со сгущенкой, минералку, кофе, пиво, иконки, брелоки, чипсы, журналы с кроссвордами. Пассажиры поговаривают, что торговцам в поездах удается неплохо зарабатывать. Корреспондент «Р» решил проверить, так ли прибылен этот бизнес, как о нем судачат. Для этого пришлось стать на один день коробейником и отправиться на заработки.

Каждый день на промысел выходят десятки, если не сотни коробейников.  Увы, порой они работают вне рамок закона

Подготовка к рабочему дню в новом амплуа началась накануне вечером. За покупками отправился в ближайший гипермаркет. Интуиция подсказала, что пассажиры поездов экономкласса непременно захотят купить питьевую и минеральную воду, соки, шоколадные батончики, печенье, сырные лепешки и кексы. Чтобы заработать побольше, лепешки и кексы решил испечь дома сам.

В магазине прилавки с дорогими товарами обхожу стороной. Особое внимание — акционным зонам. Здесь можно купить что-то подешевле, чтобы потом продать подороже. Сориентироваться и выбрать ходовые товары не так-то просто. Нужен опыт, а его у меня нет. Поэтому в замешательстве наматываю круги по гипермаркету. Еще сложнее определиться с количеством товара.

Шопинг занял минут сорок, не меньше. В итоге купил несколько бутылок минеральной воды  0,75 литра по 69 копеек, пять шоколадных батончиков по 79, пять пачек печенья по 39, три полуторалитровки питьевой воды и несколько маленьких пакетов с соком. Вода обошлась в 59 копеек за бутылку, а сок — 56 копеек за пакет. Для приготовления лепешек и кексов понадобилось 300 граммов сыра, десяток яиц, литр молока и литр кефира, килограмм муки. В общем, на кассе оставил почти 21 рубль. Теперь предстоит самое сложное — не просто вернуть вложения, но и постараться что-то заработать.

Кулинарными изысками решил заняться с утра пораньше, чтобы порадовать потенциальных клиентов свежей выпечкой, с пылу с жару. Через час десяток лепешек и 12 кексов заняли место в термосумке. Пора выдвигаться на вокзал.

Зимой продавать в поездах прохладительные напитки невыгодно.  Лучше кофе или чай.  Зато выпечка уходит влет в любое время года

Здесь все, как всегда. Обычное утро на обычном вокзале обычного областного центра. Пассажиры бегут к поездам, дикторы чеканят фразы, вечно голодные голуби толпятся вокруг сердобольной бабушки, которая подкармливает их белым хлебом. Только я чувствую себя не так, как всегда. Нервничаю. Даже паникую. Публичный оратор из меня никакой, а товар нужно не просто предлагать, а нахваливать. Стоять перед всем вагоном и впаривать сырные лепешки. Жуть, но пути назад нет. Сумка с сомнительными инвестициями оттягивает руку, билет от Бреста до Дрогичина куплен. 

Пока состав медленно едет по городским окраинам, я собираюсь с духом и с мыслями. На каждой остановке народу в вагоне становится все больше. Разношерстная публика. Чета пенсионеров, компания студентов, бабушка с внучкой, две подружки преклонного возраста. Человек с портфелем, едва заняв место, тут же нацепил очки, развернул газету. Пора действовать.

— Уважаемые пассажиры! — я с трудом узнал свой голос. — Предлагаю вам питьевую и минеральную воду, печенье, шоколадные батончики, соки, кексы, сырные лепешки. 

Стою посреди вагона растерянный и краснющий. Народ никак не реагирует. Все заняты своими делами. Половина пассажиров уткнулись в телефоны. Им точно не до сырных лепешек. В тамбуре перевожу дыхание — и снова на штурм вершин финансового благополучия.

В следующем вагоне людей побольше. Чувствую, что стало легче и спокойнее. Голос уже дрожит поменьше, но народ все равно реагирует вяло. В кошельке по-прежнему пусто. Сдаваться, впрочем, рано. 

— Друзья! У меня для вас есть свежайшие, теплые, домашние кексы и сырные лепешки. А еще — минеральная и питьевая вода, соки, печенье и шоколадные батончики, — говорю и улыбаюсь во весь рот. Замечаю: мне улыбаются в ответ.

Самый главный вывод, который удалось сделать из эксперимента: прожить таким трудом можно. Но много на нем не заработаешь

— А покажите-ка ваши кексы, — вот и первый потенциальный покупатель. Дама лет 60 заглядывает в сумку: — Симпатичные! Почем?

— Вы сегодня первый покупатель. Поэтому — рубль за два. 

Покупатель согласна. Берут у меня еще пакетик сока. На нем я заработал 34 копейки. Завышать цену не хочется — вдруг не возьмут. Но и в убыток работать не вариант. Стараюсь нащупать баланс своих и покупательских интересов.

На соседних местах едут мама с дочкой-подростком. Девочка покупает «Сникерс» за рубль десять копеек. Мама ворчит: «Я же полную сумку бутербродов взяла. Кто их есть будет?» Но дочь даже ухом не ведет. Отсчитывает нужную сумму. «Спасибо, что без сдачи!» — шучу. «Свободная касса!» — живо реагирует девчонка. Строгая мама улыбается и на свое чадо, кажется, уже не злится. Я прикидываю: полтора рубля чистой прибыли в кармане. Начало положено. 

Перед глазами мелькают вагоны и лица. Торговля идет неважно. Печенье и питьевая вода не продаются вовсе. Самый ходовой товар — сырные лепешки. За полчаса ушло три штуки. По рублю каждая.

Вообще, с питанием в поезде напряженка. Один из случайных собеседников пожаловался:

— Вот смотри, я еду в Лунинец. Дорога занимает больше пяти часов. Если не успел на вокзале чего-то перекусить или купить с собой в дорогу — будешь ехать голодным. Торгашей вроде тебя гоняет милиция. Их практически не осталось. Но взамен никто ничего не предлагает. Почему бы официально не продавать горячий чай, кофе, какие-нибудь булочки? Ведь это живые деньги!

Судя по всему, со своим ассортиментным перечнем я дал маху. За окном зима, поэтому пассажиров больше интересуют не прохладительные напитки, а горячие. Практически в каждом вагоне спрашивают чай или кофе. Увы. Некоторые полушепотом интересуются, есть ли что покрепче. Но большинству до меня нет никакого дела. 

Появляются и конкуренты.

— Моя ма-а-ма — лучшая на свете, — затягивают дуэтом двое мальчишек, едва зайдя в вагон. Стараются, но голоса, мягко говоря, не ахти. Пацаны идут по проходу с раскрытым пакетом. Пассажиры со своими кровными расстаются неохотно. 

Поезд мерно летит к Дрогичину. Я не спеша иду по вагонам. При виде кондукторов тут же сажусь на лавку, стараясь не привлекать их внимание. Товара в рюкзаке и сумке остается все меньше. Кексы и лепешки практически распроданы. Вода и печенье расходятся гораздо хуже. Честно говоря, устал. Болит спина, ноют руки. Таскаться по вагонам с сумками оказалось не так-то просто. Но и не так страшно, как я ожидал. Люди, как правило, вежливы и доброжелательны.

К счастью, моя «деловая» поездка обошлась без неприятностей. Конкуренты из вагона не выбросили, более того, я их даже не видел. Жив-здоров, в кармане бренчат рубли и копейки. Пора сводить дебет с кредитом. Всего выручка составила почти 25 рублей. Мои затраты с учетом билетов — примерно столько же. Выходит, товар окупился, а вот труд — нет. Впрочем, в сумке еще остались запасы. Если завтра снова отправиться в дорогу, на них можно заработать примерно 10 рублей. 

Но, как говорится, результат приходит с опытом. Нужно подкорректировать ассортимент, отладить логистику, подгадать с расписанием, чтобы ехать не в одном поезде, а с пересадками. Вот только стоит ли игра свеч? За незаконную розничную торговлю в поездах предусмотрена административная ответственность. Штраф внушительный — до 100 базовых величин. И судя по тому, что с каждым годом коробейников становится все меньше, уйти от наказания удается немногим…

КСТАТИ

Белорусская железная дорога совместно с сотрудниками налоговой инспекции и правоохранительными органами регулярно проводит рейды по выявлению случаев незаконной розничной торговли в поездах. Например, в прошлом году только за два дня сотрудники пассажирской службы БЖД, налоговики и сотрудники органов внутренних дел на транспорте проверили 28 поездов региональных линий экономкласса. В отношении правонарушителей составлены административные протоколы.

p.losich@gmail.com

Фото Александра  КУРЦА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter