В этом телесезоне канал «Беларусь 3» преподнес шикарный подарок всем любителям бардовских шлягеров: с тесных кухонь и лесных опушек доверительный гитарный разговор по душам переместился в эфир главного культурологического канала страны. Поговорить о сегодняшнем дне белорусской авторской песни в программу «Подых струн» к Анатолию Длусскому уже который месяц приходят те, для кого этот жанр самый лучший на свете.
На днях цикл получил неожиданное продолжение. Белтелерадиокомпания и канал «Беларусь 3» выступили соорганизаторами первого республиканского телевизионного фестиваля авторской песни. С названием для новинки мудрить не стали: проект «Подых струн» уже давно зарекомендовал себя как бренд родной и нечуждый для всех могикан бардовской плеяды. А вот превращать праздничный концерт в фестиваль гитар, палаток и песен у костра организаторы все же не рискнули. Любителей поющей поэзии на один день собрали под светом софитов в культурной столице страны. Среди десятка гостей с гитарами во Дворце культуры Молодечно затесались и корреспонденты «СБ».
— Слухи о смерти авторской песни сильно преувеличены, — уверяет нас композитор, председатель жюри конкурса Олег Елисеенков. — Конец ей еще не пришел, но тот этап, который возник в 60–е годы, безусловно, завершился вместе с исторической эпохой. Сегодня многое изменилось и в стихах, и в мелодиях. Но остался дух свободы, дружелюбия, любви к слову.
— А бардовская песня молодеет? Или нынче поют те, кто начинал 10 — 20 лет назад?
Сегодня авторская песня, по словам Олега Елисеенкова, переживает чуть ли не вторую молодость. Появляются новые авторы, композиции, исполнители, открываются десятки клубов любителей поющей поэзии. И все же жанр остается словно бы в тени, хотя в нем есть свои профессионалы. Изменилась ли авторская песня за прошедшие десятилетия, кто приходит на концерты бардов сегодня и что заставляет людей разных профессий писать песни и брать в руки инструмент? Эти вопросы лучше всего, пожалуй, задать человеку с гитарой. Один из участников фестиваля, представитель барановичского клуба авторской песни «Ваганты» Валерий Говорков, уверен: бардовская песня, как и стихосложение, никуда по определению деваться не могут — самовыражаться люди никогда не перестанут. Однако признает: та, первозданная, времен Визбора и Окуджавы песня давно исчезла.
Еще одна участница фестиваля, сотрудник Государственного литературного музея Янки Купалы Екатерина Водоносова, бардом себя не считает. Называет исключительно исполнителем авторской песни. В чем разница?
— С определением «бард», на мой взгляд, все очень запутанно. Если говорить о барде как о поэте с гитарой, то это не про меня. Я скорее поклонница «спяванай паэзii», есть такой термин в белорусскоязычной музыкальной среде. Но если определять бардов как авторов и исполнителей собственных композиций, то у нас в стране с их количеством все в порядке — авторов–исполнителей очень много, и одного фестиваля республиканского масштаба, пожалуй, даже маловато. Посмотрим, чем завершится этот фестиваль и получит ли он продолжение. Мне бы, например, очень этого хотелось.
leonovich@sb.by
Советская Белоруссия № 50 (24932). Пятница, 18 марта 2016