«Баран» или все-таки кролик?

В каких ситуациях пушистые создания напоминают собак и хорошие ли из крольчих “мамочки”?

В каких ситуациях пушистые создания напоминают собак и хорошие ли из крольчих “мамочки”? Супруги Тарадейко, занимающиеся разведением элитных пород, могут много об этом рассказать

Разведением кроликов супруги Игорь и Елена Тарадейко из Бобруйска начали заниматься в начале двухтысячных годов. Игорь взялся за дело с энтузиазмом. Супруга “сдалась” не сразу. Постепенно брала на себя все больше обязанностей, училась ухаживать и работать с животными, а затем ради семейного дела бросила работу. Самыми сложными были первые два года,  а потом все стало немного попроще...

“Идем тяжелым путем...”

Теперь личное подсобное племенное хозяйство “Крутар” имеет хорошую репутацию, а также множество грамот, медалей и дипломов. Это тот редкий случай, когда любителям доверяют больше, чем отдельным профессионалам.

Игорь и Елена Тарадейко занимаются разведением четырех элитных пород: французский баран, бельгийский великан, новозеландская белая и красная. Это крупные, бройлерные кролики. К примеру, вес “великана” может достигать восьми килограммов. Можно раскормить и больше, но тогда производитель из такого тяжеловеса никакой. “Бараны” привлекают разнообразием своего окраса: черные, голубые, серо-заячьи, коричневые, железисто-серые, пятнистые. И уши у них длинные, широкие, по форме — ну точно бараньи рога. Коренастые “новозеландцы” ласковые в общении и вкусные в поглощении — их мясо хорошего качества. Супруги дважды в день делают обход и следят за весом и состоянием здоровья своих питомцев, отбирают тех, кто соответствуют выставочным стандартам.

— Тяжелые кролики тяжелы в разведении, но мы легких путей не ищем, — с улыбкой говорит Игорь.

Все кроли иностранцы, вывезенные преимущественно из Чехии и Словакии. На каждого заведена не родословная, как на домашних зверюшек, а племенная карта (поскольку это сельскохозяйственные животные), на ушах пробиты соответствующие клейма. В год Игорь приобретает двух — четырех чистокровных “красавцев”.

— Вот этот новозеландский красный осенью прошлого года на выставке-ярмарке в Орле занял первое место, — с гордостью говорит Елена, поглаживая огромного кролика.

Почти собаки, только... не умные

У каждого кроля свой характер: ласковый, пугливый, агрессивный. Хозяева вспомнили про Тараса и Остапа — парочку привезенных из Украины на заре своего увлечения кролиководством “мальчиков”. У одного из них был несговорчивый угрюмый характер, и он повадился жестоко кусать за уши дам, которые не были к нему благосклонны. Елене приходилось во время “свиданий” стоять у открытой клетки, чтобы вовремя предотвратить возможное нападение.

И вообще, у некоторых агрессоров не зубы, а острющие зубищи. Не иначе как кроликами-собаками стал называть местный блогер кролей семьи Тарадейко, когда увидел, с какой легкостью один из них вырвал клок из дубленки, одетой на Елену.

Кроликов своих супруги очень любят, но вот умными совсем не считают.

— “Мамки” из них обычно плохие: могут раскидать помет, съесть, позволить ему погибнуть в холод, поэтому постоянно приходится беспокоиться о потомстве, — делится переживаниями хозяйка. — А иной раз вылижут друг друга до ран.

Забот хватает. Нужно кроликов (около 70 особей маточного поголовья, а общая численность может доходить и до четырехсот) накормить (сеном, комбикормом с содержанием травяной муки), убрать в их клетках, сделать осмотр, вести племенную работу и многое другое. Нет ни праздников, ни отпусков. Это занятие действительно надо любить. Так совпало, что Игорь с детства имел дело с разведением кроликов, да и Елена любила возиться с разной живностью. Уже взрослых детей, сына-программиста и дочь — будущего юриста, занятие родителей не слишком привлекает. “Дочь, правда, обещала вскоре приехать и помочь”, — говорит Елена.

Животные для семьи Тарадейко — не только работа и источник дохода, но и настоящее увлечение. Пребывая в ежедневных “кроличьих” заботах, Игорь, кстати, не забывает наведываться и на собственную голубятню. Но это уже другая история...

Селекция — дело хлопотное

— А в какой стране серьезно занимаются селекцией и кролики самые лучшие и породистые? — спрашиваю я у Игоря Тарадейко.

— В Германии. Они, например, могут себе позволить из тысяч выбирать одного-двух лучших, а мы из двадцати. В Беларуси кролиководство сейчас слабо развито. Из государственных хозяйств кроликов разводят только в СПК “Межаны” Браславского района Витебской области.

В последнем немецком каталоге описано около 160 пород кроликов. В Беларуси немногочисленные хозяйства разводят около десяти. То, что после распада Союза исчезли некогда знаменитые советские породы, наводит на грустные размышления.

— Уважаемый профессор Научно-исследовательского института пушного звероводства и кролиководства, эксперт по кроликам Наталья Шумилина на выставке в Орле каждый раз просит племенников, чтобы мы привезли на выставку хотя бы одного кролика традиционного российского разведения. А это, например, советская шиншилла, белый, серый и серебристый великан. Но только где же их теперь найти? — задается вопросом Игорь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter