Балованные люди

Об официантах

В который раз одно и то же. Поужинал в кафе, а сдачу получил неполную. Потеря невелика. Всего 700 рублей. Официант округлил счет до тысячи в свою пользу. Разбираться не стал. К чему нервотрепка из–за мелочи? Да еще в присутствии спутницы. Но получилось как в старом анекдоте про пропавшие серебряные ложечки. Осадочек остался...


Кажется, об этом осадочке персонал со своей колокольни особо не задумывается. Ну и пусть этот клиент в следующий раз проигнорирует заведение и предпочтет другое. Местечко–то оживленное. Уйдут одни — придут другие. Вон целая очередь перед входом стоит. Зато копейка лишняя к зарплате. С кого 500 рублей, с кого 700. Обслужил десятерых — вот и тысяч пять–семь в карман набежало. А двадцать посетителей? А тридцать?


Нет, не подумайте, я не жлоб и совсем не против чаевых. Заученно стараюсь оставлять иной раз до десяти процентов от суммы счета. В зависимости от уровня обслуживания. Но как там говорится в наших правилах? Чаевые приветствуются, но всегда остаются на усмотрение клиента. А за что доплачивать, если напитки несли 20 минут, горячее оказалось холодным, а супчик — лишь строкой в чеке, хотя в глаза я его так и не видел? А столичные официанты упорно округляют счета. Хотя попробуй эти же 700 рублей когда–нибудь недоплати сам.


Заметил, что в регионах работники общепита заметно ответственнее и правильнее. Возможно, просто не избалованы частыми денежными благодарностями. Сколько ни обедал в Мяделе или Петрикове, в Пинске или Полоцке, сдачу приносили вплоть до 10 рублей. Пожалуй, этот тот случай, когда я рад, что местный общепит словно застыл еще в советских традициях. Минусов, конечно, тоже хватает, зато официанты приличные.


За рубежом как–то все честнее. Скажем, бывая в США, знаю, что к стоимости блюд в ресторанах накинут еще и проценты (в каждом штате по–разному) за обслуживание. А официанты никогда не додумаются самовольно присвоить себе ни цента, не задав клиенту вопроса «ду ю хэв эни чендж?» (нужна ли вам сдача?).


Чаевые будут клянчить и азиаты. В Шри–Ланке, где я проводил свой отпуск в этом году, как, впрочем, и в Индии, и на Мальдивах, вообще любой туристический каприз, даже маломальский чих, влетает в копеечку. А поскольку турист — это корова священная, вам просто не дадут ничего сделать самим. Отнесли в номер чемодан — заплати, провели экскурсию — накинь гиду процент. И вот даже когда меня черт в общественном туалете дернул спросить, есть ли мыло, уборщику пришлось отдать доллар. Он где–то достал кусок, перегородил проход и честно протянул руку. Мол, я ж работал и старался. Впрочем, мы были готовы и разменяли крупные купюры на мелочь — туристическая фирма о навязчивом сервисе предупредила заранее.


Давать или не давать чаевые, решает, конечно, каждый сам. В одном из отелей Шри–Ланки я внимательно наблюдал за пожилой семейной парой, приехавшей откуда–то из Западной Европы. Они и думать не думали о том, чтобы кому–то и за что–то платить дополнительно. Мы, мол, выложили крупную сумму за путешествие по системе «все включено», а персонал гостиницы просто выполняет свою работу. И тогда я задался вопросом: почему же каждый считал своим долгом так настойчиво требовать деньги с нас? Позже мне объяснили: у туристов из Западной Европы и русскоговорящих попросту разные менталитеты. Первые педантично и скрупулезно всегда что–то требуют, поэтому обслуга с ними ведет себя как с вальяжными барами: боится, но лелеет. А «рашанс» — это туристы разгуляй душа, которым порой не жалко панибратски разбрасываться деньгами. Выходит, это мы их разбаловали.


Разбаловали мы таки и наших минских официантов. Глядишь, если бы каждый, не обращая внимания на обстоятельства, стал требовать рассчитаться точно по чеку, наглости у обслуживающего персонала поубавилось бы.


Ну а пока мы боимся кого–то лишний раз обидеть... И платим за это.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter