«Бах» Елены Петкевич признан лучшим анимационным фильмом России прошлого года

Баха нарисовали так, что он заиграл

Мы практически ничего не знаем о нашей анимации, пичкаем детей третьесортными зарубежными мультиками.
Да здравствует белорусская анимация!» Эта пафосная фраза с оттенком советского реализма буквально вырывается из уст после просмотра цикла «Сказки старого пианино». Да, она здравствует. Во всяком случае, не умерла, как многие думают. Иначе как тогда трактовать «Золотого орла» в руках Елены Петкевич? Ее «Бах» признан лучшим анимационным фильмом России прошлого года (проект белорусско-российский. — Прим. авт.). Французский Лувр» включил «Сказки» в специальную программу для показа детской аудитории. Итальянцы трижды приглашали их создателей на фестивали. А мы… Мы практически ничего не знаем о нашей анимации, пичкаем детей третьесортными зарубежными мультиками. Давайте познакомимся с Еленой Петкевич.

12 бах3 - 500.jpg


Справедливости ради скажем: «Сказки старого пианино» придумала московская сценаристка Ирина Марголина, она же генеральный продюсер студии «М.И.Р.» (главный партнер «Беларусьфильма»). Но воплощают его и наши люди: режиссеры Ирина Кодюкова, Владимир и Елена Петкевичи. Семейная пара во время работы над «Бетховеном» привлекла еще и дочь Ольгу.

Спрашиваю у Елены Вячеславовны о ее участии в проекте, а она начинает совсем с другого:

— У нас редкая школа аниматоров. Режиссеры уже все в возрасте, поэтому каждый фильм делают с огромным желанием и откровением, чтобы оставить после себя что-то значимое.

Когда начали делать «Бетховена», не могли представить, что в такой короткий метраж — тринадцать минут — можно вложить целую композиторскую судьбу и столько музыкального материала. Но фильм получился. Риск оправдал надежды. И дальше пошли другие работы. Марголина предложила Роберта Шумана, я согласилась. У композитора абсолютно несчастная судьба, сложно было найти способ выражения. Фильм, кстати, тоже номинировался на «Золотого орла». Дальше Марголина рискнула еще больше: создала сценарий о судьбе Баха. Моя младшая дочь, окончившая консерваторию, сказала: «Мама, ни за что в жизни: это бог, нельзя его трогать!». А я в детстве читала про Баха, еще тогда прониклась этой высокой трагедией. И то, что вы видите на экране — впечатления детства, которые не давали мне покоя всю жизнь. Я рискнула, но если бы не имела за плечами определенный багаж, никогда бы за это не взялась. Сейчас Марголина предложила Иоганна Штрауса. Я сказала: «Ура!» Это вся моя юность: выпускной бал, танцующая мама… Его музыка всегда была рядом. Это невероятный композитор. Я с радостью и одновременно со страхом взялась за работу. Заметила, чем больше сделала, тем сильнее страх. 

— Сегодня очень жалею, что у меня не хватило усердия, что я не ценила мамины усилия, — оправдывается режиссер. — Обе мои дочери окончили музыкальную школу, а младшая и консерваторию, она теоретик музыки — в ней я воплотила мамину мечту. Так что музыка всегда была в моей жизни. 

Вопрос о материальном благополучии крутится у меня на языке, но задать его в разгар разговора о высоком искусстве и великих композиторах — некорректно. Формулирую мягче: что прилагается к наградам на фестивалях?

Елена Вячеславовна деликатно рассказывает, что никаких конвертов никогда не получала, недавно, правда, подарили малюсенький плеер — он был похож на игрушку, и дочка посоветовала отдать его какому-нибудь ребенку.

— Что тогда держит в анимации? — спрашиваю.

— Работаю ради зрителей. Наблюдаю за ними, смотрю, как это на них воздействует, особенно на детей. Ведь ребенок не только получает прекрасную эстетическую картинку, но слышит музыку, узнает новое. И самой по-прежнему интересно. Придумываешь кадр, выдаешь его аниматору, он говорит, что это сделать невозможно и… делает его. Получается именно то, что хотела. Смотришь и удивляешься: как будто не было этого мучительного процесса. На этом проекте нет равнодушных людей, здесь художники только высокого уровня, великолепно знающие музыку.

Кстати, даже консультант «Сказок» профессор Московской государственной консерватории Елена Борисовна Долинская удивляется, как аниматорам удается так точно передать нюансы творчества того или иного композитора. А сама Петкевич вспоминает недавнюю поездку на фестиваль в Италию. Обычно она игнорировала подобные мероприятия, причина, говорит, «то семья, то дела, то скромность». А тут согласилась и не пожалела. Дотошные иностранцы задавали очень много вопросов, вплоть до «почему у вас такие деревья?». А потом поздравляли, обнимали, радовались…

Какая реакция у белорусов? Музыкальные критики сказали: это настоящий Бах! Остальные? Ведь цикл еще практически никто не видел. И зря. Ему самое место в школьной программе по музыке. Реально ли это? Директор студии анимационных фильмов Игорь Галиновский уверяет: «Беларусьфильм» обратился к Министерству образования и издательству «Пачатковая школа» с просьбой внести цикл в перечень материалов для обучения в младших классах. Похвально и радостно. «Сказки старого пианино» надо видеть.

Наталья СТЕПУРО
stepuro@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter