Азиатская реанимация “духа Хельсинки”. Чего ждать от предстоящего саммита ОБСЕ в Астане?

Еще несколько лет назад трудно было представить, что Казахстан возглавит Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Если и сочетались эти две дефиниции — крупнейшее в Центральной Азии государство и авторитетная панъевропейская структура безопасности, то исключительно в сентенциях о попранных правах человека, недемократических выборах, ущемлении свободы слова. Однако в том и заключается феномен лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева, что он умеет добиваться, казалось бы, невозможного. Он не только привел свою страну на “кухню” ОБСЕ, но и достиг того, чего на протяжении 11 лет не смог сделать ни один предшествующий председатель: консенсуса о проведении саммита Организации. В Азии есть пословица: собака лает, караван идет. “Дочки” ОБСЕ, такие как БДИПЧ и офис представителя по вопросам свободы СМИ, не раз критиковали Казахстан по различным поводам — от избирательных процессов до ситуации в области свободы слова. Собственно говоря, главная причина нынешнего кризиса в Организации как раз и заключается в латентном противостоянии стран к востоку и западу от Вены. По этой причине главный механизм принятия решений — метод консенсуса — оказался “заблокированным”. С 2003 года в рамках структуры не принимались политические декларации, не говоря уже о том, что уровень представительства измельчал, ограничиваясь максимум переговорами министров иностранных дел. Встречи в верхах прекратились.

Последний саммит ОБСЕ состоялся в 1999 году в Стамбуле, хотя согласно регламенту должен проводиться раз в два-три года. Впрочем, отсутствие общей позиции по ключевым вопросам повестки дня не мешало активной работе упомянутых автономных структур ОБСЕ и полевых миссий, которые продолжали активно учить демократии страны бывшего советского блока. В условиях становления государственности многие республики воспринимали экспорт демократии как прямую угрозу стабильности в своих странах. “Цветные революции”, прокатившиеся по Грузии, Украине, Кыргызстану, еще больше укрепили в этой мысли. Демократические преобразования в этих государствах привели к серьезному спаду национальных экономик, политическому кризису и как следствие — гораздо более низкому, чем прежде, уровню жизни населения. Словом, стагнация ОБСЕ была вполне закономерной. И вот на этом этапе Астана сумела убедить партнеров по Организации в необходимости проведения встречи в верхах, в том, что именно Казахстан может стать посредником между Востоком и Западом, навести мосты между цивилизациями и реанимировать заметно увядший “дух Хельсинки”. Это безусловный успех казахстанской дипломатии. В повестку дня форума, который, напомним, пройдет в начале декабря нынешнего года, предлагается включить такой дискуссионный вопрос, как усиление институциональной основы ОБСЕ, трансформация структуры в полноценную международную организацию. Актуальны также проблемы усиления потенциала и инструментария Организации по раннему предупреждению, предотвращению и разрешению конфликтов, в области толерантности и недискриминации, свободы СМИ, незаконной торговли наркотиками, организованной преступности, торговли людьми. Следует отметить, что предлагаемая повестка дня встречи в верхах обеспечивает баланс всех трех измерений ОБСЕ. Главное теперь — продолжить намеченный курс, который в политических кругах авансом называют “эволюцией от Хельсинки до Астаны”.

Комментарии экспертов

Владимир УЛАХОВИЧ, директор Центра международных исследований БГУ:

— Возобновление практики периодического проведения саммитов ОБСЕ должно способствовать преодолению системного кризиса Организации и постепенному повышению ее роли в современной системе международных отношений. На этом фоне меркнут заявления о том, что председательство Казахстана в ОБСЕ — всего лишь масштабная PR-акция для Назарбаева. Чем больше будет таких акций, тем спокойнее будет в мире. Беларусь не случайно поддержала проведение саммита на высшем политическом уровне. Наша страна полностью разделяет позицию о том, что современные угрозы и вызовы, войны и конфликты, природные, техногенные и финансовые катаклизмы, сотрясающие мир, требуют пересмотра существующих алгоритмов обеспечения безопасности и правил игры в мировой экономике. И в этом плане предстоящий саммит должен открыть путь к достижению общих для всего мирового сообщества целей.

Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси, доктор политических наук:

— ОБСЕ сможет использовать шансы на трансформацию и реформирование в том случае, если члены — участники Организации будут учитывать интересы каждого из государств, уважать логику и особенности их внутриполитического и экономического развития. Очень важно взаимодействие стран СНГ в подготовке к саммиту ОБСЕ, выработка совместных инициатив и конкретных предложений. В то же время, наверное, не стоит ожидать, что в ближайшие 10—15 лет ОБСЕ значительно усилится. Общеизвестен прогноз о том, что в скором будущем страны БРИК — Бразилия, Индия, Россия и КНР — по объему своей экономики превзойдут объем экономик ведущих западных стран “восьмерки”. Это означает, что они войдут в число главных спонсоров как мировой, так и европейской безопасности. И без них никакие серьезные вопросы решаться в мире не будут. Но три страны из четырех (Индия, Бразилия и Китай) не являются ни членами, ни даже партнерами ОБСЕ, что сильно усложняет перспективы этой Организации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter