Авторынок идет на разгон. Какую альтернативу иномаркам предложит белорусам российский автопром?

Ожидаемое повышение с 1 июля растаможки до уровня таможенных пошлин в странах Таможенного союза всколыхнуло отечественный рынок подержанных авто: всего за пару дней цены выросли примерно на тысячу долларов. Отреагировали на ажиотаж и западные поставщики бэушек. На 500—1500 долларов подорожали машины на рынках Литвы и Германии. Но спрос все равно зашкаливает. Столько машин с транзитными номерами, как сейчас, на наших дорогах, пожалуй, не было никогда. В ажиотаже о продаже/покупке автомобиля задумались даже те, кто еще месяц назад об этом и не помышлял.

Ожидаемое повышение с 1 июля растаможки до уровня таможенных пошлин в странах Таможенного союза всколыхнуло отечественный рынок подержанных авто: всего за пару дней цены выросли примерно на тысячу долларов. Отреагировали на ажиотаж и западные поставщики бэушек. На 500—1500 долларов подорожали машины на рынках Литвы и Германии. Но спрос все равно зашкаливает. Столько машин с транзитными номерами, как сейчас, на наших дорогах, пожалуй, не было никогда. В ажиотаже о продаже/покупке автомобиля задумались даже те, кто еще месяц назад об этом и не помышлял.

Неудивительно — девять из десяти машин белорусы покупают на вторичном рынке, стараясь пригнать железного коня из западных стран. С первого июля импорт подержанных машин значительно упадет — пошлина на среднестатистическую бэушку превысит ее стоимость. Вариантов обойти пошлину остается два — искать подержанную машину в странах Таможенного союза или покупать новую, но произведенную или собранную в Беларуси, России или Казахстане.

“Отечественные” иномарки

За последние пять лет производство (преимущественно сборка) иномарок в России увеличилось в восемь раз. А в прошлом году выпуск машин иностранных брендов впервые превысил производство отечественных автомобилей. В стране работает уже полтора десятка сборочных производств крупнейших мировых фирм, на них теперь придется рассчитывать и белорусам.
Выбор российских иномарок достаточно широк, в соседней стране производятся практические все наиболее популярные в Беларуси модели машин. Основная масса наших автовладельцев не гонится за “эксклюзивом” — берут проверенные временем и обеспеченные запчастями модели.
Больше всего повезло любителям “народного автомобиля”. Завод Volksvagen в Калуге выпускает наиболее распространенные в Беларуси модели Passat, Polo, Jetta, Tiguan, Touareg, Passat CC. Но не все они есть на складе. К примеру, за Polo выстраивается очередь на несколько месяцев вперед. Здесь же производятся Skoda Octavia, Octavia Tour, Fabia, Superb. Более двух десятков моделей различных мировых брендов выпускают в Калининграде, в числе которых BMW, KIA, GM, GM-DAEWOO. Калининградские машиностроители держат примерно 15 процентов российского рынка, занимая первое место по выпуску иномарок в стране.
А вот для любителей французских машин выбор пока невелик, хотя в Беларуси в последние годы они лидеры продаж на вторичном рынке. В России производятся лишь несколько наиболее популярных моделей. В Москве собирают Renault Logan и Renault Sandero, с марта прошлого года в Санкт-Петербурге начали собирать Peugeot 308, в планах расширить модельный ряд за счет Peugeot 4007, Citroen С4, Citroen C-Crosser. Фото автомобилей Рено можно найти на автопорталах в разеделе самые продаваемые автомобили в России.
Активно развивают производство в России и японские производители машин. В северной столице собираются Nissan Teana и Nissan X-Trai, Toyota Camry, в калужской области Mitsubishi Outlander XL. Компания Nissan даже заявила недавно о готовности изменить конструкцию своих автомобилей, чтобы использовать для них автокомпоненты российского производства.

От отвертки к производству

Чтобы машину можно было называть “отечественной”, “отверточной сборки” уже недостаточно. В России ужесточились правила сборки иномарок и теперь до 60 процентов деталей в них должны быть российского производства. Но и на этих условиях мировые автоконцерны готовы работать в РФ, что подтверждает целый ряд заключенных недавно соглашений. Повышать уровень локализации разрешили поэтапно.
В связи с выравниванием таможенных пошлин на территории Таможенного союза хорошие перспективы организовывать сборочные производства появились и у Беларуси, считают эксперты. По мнению председателя Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, необходимо создать все условия, чтобы у крупнейших мировых автопроизводителей появилась заинтересованность открывать в нашей стране свои заводы. Причем сотрудничать нужно именно с лидерами рынка, считает эксперт, иначе мы останемся аутсайдерами.
— Любая автомобильная сборка имеет эффект, если машины выпускаются десятками тысяч в год, — продолжает Сергей Михневич. — Емкость рынка Таможенного союза позволяет создавать такие производства в Беларуси. При этом модельный ряд должен постоянно обновляться, заводы должны быть максимально мобильными. Не стоит забывать о том, что “отверточная сборка” не решит проблему импортозамещения, ради чего и планируется создавать производства на нашей территории. В Беларуси есть высококвалифицированные специалисты, есть множество машиностроительных предприятий, чтобы наладить выпуск комплектующих к иномаркам.  Начинать нужно с производства запчастей, а потом уже организовывать на этой базе сборку машин. Несмотря на успешный опыт производства тракторной техники и грузовых машин, задача эта непростая. Чтобы привлечь инвестиции в эти технологии, доказать, что мы умеем делать легковые машины качественно и недорого, потребуются огромные усилия.
Пока же в Беларуси собираются лишь иранские легковые автомобили “Саманд”. Также ведутся переговоры о создании совместного сборочного предприятия с китайскими автопроизводителями.

Штиль на рынке не ожидается

Рост цен на вторичном рынке продолжится еще несколько месяцев, считают эксперты, пока стоимость наших подержанных иномарок не сравняется с российскими. Пока же машины активно вывозятся в соседнюю страну. Если раньше основным козырем продавца был “молодой” год выпуска, то теперь объявления пестрят куда более актуальной надписью “проходит на РФ”. После 1 июля вторичный рынок будет подпитываться преимущественно машинами из стран Таможенного союза. Для некоторых это станет стимулом купить новую машину. Но выложить за авто экономкласса 12—15 тысяч долларов готов далеко не каждый. Значит, у тех, кто не поддался автомобильному ажиотажу, еще будет возможность продать своего железного коня и после первого июля.

Когда в Беларуси появятся “российские” иномарки?

Большинство белорусских автосалонов планируют начать поставки в нашу страну иномарок российской сборки уже в текущем году. Для автомобилистов это возможность купить машину известных брендов без переплаты за растаможку. Для продавцов — возможность оживить рынок новых авто, который несколько лет находился в кризисе.
Официальный дилер Renault в Беларуси компания “Автопромсервис” уже поставила из России в нашу страну около 200 машин Renault Logan. Со второго полугодия у нас начнут продаваться и российские Peugeut. Автоцентр “Атлант-М”, поставщик “народного автомобиля”, планирует начать сотрудничество с российскими производителями с модели Volkswagen Polo. Вместе с тем некоторые дилеры пока еще не определились, будут ли сотрудничать с российскими производителями. В частности, в подвешенном состоянии находится автоцентр KIA.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter