Автомобиль — не роскошь, а средство интеграции

Неразбериха продолжалась более полугода, а таможенники работали в усиленном режиме. В Германии, Голландии, Дании, да и других странах уже не оставалось мест, где бы не побывали обеспокоенные слухами покупатели. В итоге жители нашей страны переключились на Прибалтику.

Прогадали запасливые автомобилисты, да и многие дилеры, которые ожидали резкого повышения цен на иномарки, ввозимые физическими лицами на территорию Таможенного союза.

Неразбериха продолжалась более полугода, а таможенники работали в усиленном режиме. В Германии, Голландии, Дании, да и других странах уже не оставалось мест, где бы не побывали обеспокоенные слухами покупатели. В итоге жители нашей страны переключились на Прибалтику.

До ста приобретенных автомашин ежедневно следовали только через таможенный переход «Каменный Лог». В городах Островец, Ошмяны в некоторых дворах до сих пор стоит по нескольку машин — граждане инвестировали средства в покупку новых и б/у авто, надеясь выгодно сбыть их россиянам.

5 июля в Астане, как известно, была поставлена точка в этой истории. Пошлины на ввоз легковых автомобилей для физических лиц Беларуси останутся на прежнем уровне до 1 июля 2011 года. Соответствующее решение закреплено в Протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза, который подписан одновременно с решением о введении в действие Таможенного кодекса.

В этот период граждане Беларуси могут ввозить на свою территорию автомобили по действующим ставкам, но если они хотят продать их в России, то придется в полном объеме доплатить разницу между пошлинами и сборами по российским нормам. Она немалая: достигает 30—35 процентов. Это цена автомобильного вопроса, который белорусской делегации удалось отстоять в ходе переговоров.

Кстати, такие транспортные средства для личного пользования, как яхты, катера, вертолеты и самолеты, будут облагаться в Таможенном союзе гораздо меньшими пошлинами, чем сейчас. Более того, оформлять эти предметы особой роскоши можно будет в упрощенном порядке.

Наши граждане — народ «памяркоўны», без барских замашек, но тем не менее сейчас имеют 261 автомашину на тысячу человек — самый высокий показатель в странах СНГ.

Но в любом случае, пошлины для физических лиц так и не уравняли с юрлицами, как того страстно желали автодилеры. Теперь как минимум еще на протяжении года им придется работать в невыгодных для себя условиях, и промежуточные итоги подтверждают опасения.

По данным Белстата, за пять месяцев импорт легковых автомобилей в нашу республику вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на треть, и большая часть ввезена частниками. Покупка авто за границей в связи с разницей в размерах пошлин для физлиц и юрлиц — а на некоторые авто пошлины выросли почти в 10 раз — обходится дешевле, чем у дилеров внутри страны. Не помогают и всяческие широко разрекламированные распродажи и снижение цен.

Заметим также, что сохранение ввозных пошлин на иномарки на прежнем уровне не станет основанием для возобновления таможенного контроля на границе Беларуси и России.

Как подчеркнул в Астане заместитель премьер-министра Беларуси Андрей Кобяков, пока, к сожалению, стороны не смогли констатировать полного создания единой таможенной территории, поскольку сохранился ряд изъятий, от которых стороны на сегодняшний момент не готовы отказаться.

Что ж, жизнь сама расставит акценты, а пока автомобиль в Беларуси остался на всех четырех колесах.

Александр ШЕВКО, «БН»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter