Этот человек отклонил приглашение одного диктатора и был обласкан другим. Он конструировал великолепные машины, но у него не очень хорошо получались механизмы, предназначенные для убийства людей. Созданные им «Фольксваген-Жук» и «Порше-911» вошли в звездную пятерку «автомобилей столетия», а сам он был назван «инженером столетия».
26 мая 1938 года неподалеку от Ганновера, в поместье графа Шуленберга, началось строительство крупнейшего автозавода в Европе. Название завода состояло из двух слов: «volk» и «wagen», что в переводе с немецкого означало «народный автомобиль». Во главе проекта находился немецкий конструктор и инженер Фердинанд Порше, воплощавший свою давнюю мечту, к которой он шел долгие десятилетия.
В 1900 году на автосалоне в Париже он представил придуманный им электромобиль, который признали лучшим на выставке. В том же году Порше доработал эту модель, оснастив ее еще и бензиновым двигателем, фактически построив первый в мире гибрид. Через 10 лет в гонке на призы принца Генриха Прусского его команда «Austro-Daimler» заняла три первых места. Одной из машин управлял сам Порше, а механиком у него был будущий руководитель Югославии Иосип Броз Тито.
В 1931 году Порше создает собственную фирму для производства массового и дешевого автомобиля. Но для этого нужны крупные инвестиции, и он ищет поддержку не только в Германии, но и во Франции и даже в Советском Союзе. Известно, что в 1932 году Порше вместе со своим сыном были в СССР. В комфортабельном литерном вагоне они посетили все центры советского автомобилестроения тех лет. По возвращении Порше в Москву Сталин предложил ему стать генеральным конструктором и переехать со всем своим конструкторским бюро в СССР. Но Порше, подумав, отказался и тем самым, возможно, спас не только свою собственную жизнь: до смертельного вала репрессий, прокатившегося по СССР, оставалось несколько лет...
К тому же изменилась ситуация в самой Германии. Пришедший к власти Адольф Гитлер увидел в его идее очень выгодный пропагандистский ход. «Германские рабочие не будут добираться до работы пешком. Благодаря национал-социализму они получат свой собственный автомобиль», — обещал лидер национал-социалистов на митингах. Порше ответил делом, представив осенью 1935 года первый прототип «фольксвагена» и съездив в Америку на заводы Генри Форда, чтобы перенять передовой опыт конвейерного производства.
К началу 1938 года в реализацию проекта было уже вложено 1,7 миллиона рейхсмарок. Для привлечения средств национал-социалистами была придумана своеобразная финансовая пирамида, которая предусматривала, что любой гражданин Германии мог еженедельно перечислять 5 марок на специальный счет. А спустя 3 года и 8 месяцев, накопив 990 марок, он мог получить автомобиль. Надо отметить, что нацистам затея удалась, и 336 668 немцев передали в Берлинский банк около 110 миллионов рейхсмарок. Эти средства позволили построить завод, где планировалось выпускать миллион автомобилей в год. Открытый 4-местный кабриолет и двухдверный 4-местный седан сразу оценили конструкторы, инженеры и водители. О машине заговорили, появились многочисленные публикации. В американской прессе «фольксваген» окрестили за внешнее сходство «жуком», и это прозвище стало визитной карточкой автомобиля.
С началом войны на базе «жука» были созданы вездеходы и амфибии, которые весьма ценили не только немцы. Например, американцы выменивали у французов и британцев трофейные немецкие «Kubelwagen» по курсу 3:1, то есть три «виллиса» за один «кюбель»! За годы войны с конвейера сошло около 70 тысяч автомобилей.
Поражение в войне больно ударило по семье Порше. В 1945 году французские власти арестовали Порше с сыном по обвинению в сотрудничестве с фашистским режимом. В тюрьме Порше тоже работал, помогая компании «Рено», однако 22 месяца за решеткой окончательно подорвали его здоровье. В 1951 году сердце Фердинанда Порше остановилось.
Ну а как же «обманутые вкладчики»? Война помешала наладить массовый выпуск «жука», а те малолитражки, которые успели собрать, распределили между высшими чинами нацистской партии. К примеру, один из них «поселился» в гараже Евы Браун. Но после войны многие вкладчики вспомнили о своих взносах и потребовали возместить затраты. После длительного разбирательства суд удовлетворил их претензии, обязав компанию «Фольксваген» выплатить каждому потерпевшему сто марок наличными или предоставить скидку 600 марок при покупке нового «жука».