Автомобиль для народа

Этот человек отклонил приглашение одного диктатора и был обласкан другим...

Этот человек отклонил приглашение одного диктатора и был обласкан другим. Он конструировал великолепные машины, но у него не очень хорошо получались механизмы, предназначенные для убийства людей. Созданные им «Фольксваген-Жук» и «Порше-911» вошли в звездную пятерку «автомобилей столетия», а сам он был назван «инженером столетия».

26 мая 1938 года неподалеку от Ганновера, в поместье графа Шуленберга, началось строительство крупнейшего автозавода в Европе. Название завода состояло из двух слов: «volk» и «wagen», что в переводе с немецкого означало «народный автомобиль». Во главе проекта находился немецкий конструктор и инженер Фердинанд Порше, воплощавший свою давнюю мечту, к которой он шел долгие десятилетия.

В 1900 году на автосалоне в Париже он представил придуманный им электромобиль, который признали лучшим на выставке. В том же году Порше доработал эту модель, оснастив ее еще и бензиновым двигателем, фактически построив первый в мире гибрид. Через 10 лет в гонке на призы принца Генриха Прусского его команда «Austro-Daimler» заняла три первых места. Одной из машин управлял сам Порше, а механиком у него был будущий руководитель Югославии Иосип Броз Тито.

В 1931 году Порше создает собственную фирму для производства массового и дешевого автомобиля. Но для этого нужны крупные инвестиции, и он ищет поддержку не только в Германии, но и во Франции и даже в Советском Союзе. Известно, что в 1932 году Порше вместе со своим сыном были в СССР. В комфортабельном литерном вагоне они посетили все центры советского автомобилестроения тех лет. По возвращении Порше в Москву Сталин предложил ему стать генеральным конструктором и переехать со всем своим конструкторским бюро в СССР. Но Порше, подумав, отказался и тем самым, возможно, спас не только свою собственную жизнь: до смертельного вала репрессий, прокатившегося по СССР, оставалось несколько лет...

К тому же изменилась ситуация в самой Германии. Пришедший к власти Адольф Гитлер увидел в его идее очень выгодный пропагандистский ход. «Германские рабочие не будут добираться до работы пешком. Благодаря национал-социализму они получат свой собственный автомобиль», — обещал лидер национал-социалистов на митингах. Порше ответил делом, представив осенью 1935 года первый прототип «фольксвагена» и съездив в Америку на заводы Генри Форда, чтобы перенять передовой опыт конвейерного производства.

К началу 1938 года в реализацию проекта было уже вложено 1,7 миллиона рейхсмарок. Для привлечения средств национал-социалистами была придумана своеобразная финансовая пирамида, которая предусматривала, что любой гражданин Германии мог еженедельно перечислять 5 марок на специальный счет. А спустя 3 года и 8 месяцев, накопив 990 марок, он мог получить автомобиль. Надо отметить, что нацистам затея удалась, и 336 668 немцев передали в Берлинский банк около 110 миллионов рейхсмарок. Эти средства позволили построить завод, где планировалось выпускать миллион автомобилей в год. Открытый 4-местный кабриолет и двухдверный 4-местный седан сразу оценили конструкторы, инженеры и водители. О машине заговорили, появились многочисленные публикации. В американской прессе «фольксваген» окрестили за внешнее сходство «жуком», и это прозвище стало визитной карточкой автомобиля.

С началом войны на базе «жука» были созданы вездеходы и амфибии, которые весьма ценили не только немцы. Например, американцы выменивали у французов и британцев трофейные немецкие «Kubelwagen» по курсу 3:1, то есть три «виллиса» за один «кюбель»! За годы войны с конвейера сошло около 70 тысяч автомобилей.

Поражение в войне больно ударило по семье Порше. В 1945 году французские власти арестовали Порше с сыном по обвинению в сотрудничестве с фашистским режимом. В тюрьме Порше тоже работал, помогая компании «Рено», однако 22 месяца за решеткой окончательно подорвали его здоровье. В 1951 году сердце Фердинанда Порше остановилось.

Ну а как же «обманутые вкладчики»? Война помешала наладить массовый выпуск «жука», а те малолитражки, которые успели собрать, распределили между высшими чинами нацистской партии. К примеру, один из них «поселился» в гараже Евы Браун. Но после войны многие вкладчики вспомнили о своих взносах и потребовали возместить затраты. После длительного разбирательства суд удовлетворил их претензии, обязав компанию «Фольксваген» выплатить каждому потерпевшему сто марок наличными или предоставить скидку 600 марок при покупке нового «жука».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter