ЧТОБЫ улучшить торговое обслуживание сельчан и повысить эффективность развозной торговли правление Белкоопсоюза в апреле 2014 года проводит месячник «Автомагазин-2014»
В это время специальная комиссия оценит работу автомагазинов во всех торговых предприятиях потребительской кооперации страны. Внимание будет обращено прежде всего на соблюдение графиков и маршрутов движения, оборудование мест стоянок автомагазинов в населенных пунктах, совпадение ассортиментных перечней и фактически реализуемых товаров, наличие холодильного оборудования, соблюдение сроков годности и реализации товаров, наличие требуемой информации для покупателей, ценников — словом, на все то, что определяет уровень торгового обслуживания сельского населения. В месячнике примут участие все организации потребкооперации и охватят все маршруты автомагазинов.
Условия проведения мониторинга «АВТОЛАВКА-2014»
Работа организаций потребительской кооперации по обслуживанию мелких населенных пунктов автомагазинами будет оцениваться по нескольким критериям.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:
общий товарооборот автомагазинов организации;
темп роста товарооборота к аналогичному периоду 2013 года в сопоставимых ценах;
товарооборот на один автомагазин за апрель 2014 года;
товарооборот автомагазина на одного обслуживаемого жителя;
удельный вес товарооборота автомагазина в общем объеме товарооборота торговли.
Оборудование автомагазина (оснащение оборудованием, организационные характеристики и др):
специализированный фургон;
наличие рекламного оформления, в т. ч. рисунка;
оснащение среднетемпературным и низкотемпературным холодильным оборудованием;
оснащение кассовым суммирующим аппаратом;
оснащение весоизмерительным оборудованием;
нагрузка на один автомагазин по количеству населенных пунктов (рекомендуемая — 15 населенных пунктов);
удельный вес населенных пунктов, обслуживаемых три раза в неделю.
Результаты мониторинга (оценка выставляется по 100-балльной шкале с присвоением каждому критерию определенного количества баллов):
соблюдение графиков и маршрутов движения (допустимое отклонение +/- 10 минут);
соблюдение рекомендуемых ассортиментных перечней (постановление правления Белкоопсоюза от 08.06.2011 г. № 196);
наличие режимов работы в местах стоянок автомагазинов в населенных пунктах;
наличие/отсутствие товаров с истекшими сроками годности;
наличие в реализации продукции собственного производства — количество наименований (хлебобулочные, полуфабрикаты, кондитерские);
наличие в реализации акционных товаров, реализуемых по сниженным ценам;
санитарное состояние, соблюдение товарного соседства;
наличие требуемой информации для покупателя, ценников на реализуемые товары.
Итоги мониторинга правление Белкоопсоюза подведет в мае 2014 года.
Руководители предприятий, занявших призовые места, будут поощрены денежными премиями:
1-е место — в размере 1 должностного оклада;
2-е место — в размере 0,75 должностного оклада;
3-е место — в размере 0,5 должностного оклада.
Руководители предприятий, продемонстрировавших ненадлежащий уровень организации торгового обслуживания автомагазинами, занявших последние места, будут привлечены к ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.
Требования к автофургонам
Внешнее информационное оформление:
*на дверке кабины автофургона указывается наименование организации, которой принадлежит автомобиль;
* на фургоне автомобиля должна быть символика Белкоопсоюза, наименование «Автомагазин», наименование облпотребсоюза и райпо, номера контактных телефонов райпо.
Технические требования:
* кузов автомагазина должен быть оборудован в соответствии с требованиями противопожарной безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями. Здесь должны быть созданы надлежащие условия для работы продавца. Кузов автомобиля оборудуется автономным обогревателем для работы в зимнее время;
*в зимний период устанавливаются шины повышенной проходимости;
*кузов автомобиля должен быть выполнен из сэндвич-панелей, наружная обшивка — из окрашенного оцинкованного стального листа, внутренняя обшивка — из ДВПО или пластика, покрытие пола — из авторолина или другого противоскользящего покрытия;
*автомагазин оборудуется освещением от сети автомобиля и выводом для подключения оборудования во время стоянки 220В.
Наличие оборудования:
*освещение фургона, выходы для подключения электронных весов, кассового аппарата, банковского GSM/GPRS безналичного терминала;
*мойка с автономным водоснабжением, с подогревом воды, шкаф гардеробный;
*холодильное оборудование: холодильная установка, холодильная демонстрационная витрина, холодильный шкаф, морозильный ларь, работающие от двигателя автомобиля и внешней сети 220В, от бензогенератора или преобразователей тока и др.
*торговое оборудование: горки, шкафы и подшкафники, имеющие особое крепление, предохраняющее товары от смещения при транспортировке; полки, оборудованные ограничителями и с торцевой части — специальным профилем для удержания товара во время движения автомагазина; стеллаж для хлебных лотков; стеллаж для ящиков; полки для непродовольственных товаров повседневного спроса;
*витрина для выкладки и показа товаров, для размещения образцов товаров с ценникодержателями;
* кассовый суммирующий аппарат, работающий от сменных элементов питания или от аккумулятора автомобиля;
*весоизмерительное оборудование: электронные весы, работающие от сменных элементов питания или от аккумулятора автомобиля;
* переносной GSM/GPRS терминал для безналичных расчетов с подключением через операторов мобильной связи;
*инвентарь (ножи, доски разделочные и т. д.), упаковочные материалы (пакеты полиэтиленовые, пленка, бумага и т. д.).
Информация для покупателя:
*выписка из правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания;
*выписка из Закона о защите прав потребителей;
* информация о возможности проверки покупателями подлинности акцизных марок (с указанием адреса нахождения субъекта хозяйствования);
* информация о месте нахождения организации (филиала, иного обособленного подразделения), в ведении которой находится автомагазин;
* документы, подтверждающие цену товаров;
информацию об оказываемых покупателям услугах и условиях их оказания.
Продавец автомагазина обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары (с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу веса или единицу товара, информации о содержании генетически модифицированных компонентов, стране происхождения товара (в соответствии с СТБ 1100), а также подписи и даты оформления ценника).
Допускается вместо ценников на отдельные товары выставлять перечень имеющихся в продаже товаров с указанием их наименования, цены и страны происхождения. При этом продавец обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его составление, и печатью с указанием наименования, цены и страны происхождения.
Продавец автомагазина обязан иметь:
*специальную санитарную одежду с головным убором и нагрудным знаком с указанием должности, фамилии, имени, отчества;
*перчатки для продажи товаров без упаковки;
* медицинскую справку;
*книгу замечаний и предложений;
*книгу учета проверок;
*журнал ведения учета времени прибытия и убытия автомагазина в населенные пункты с отметкой населения (ответственных), возможных предложениях;
*журнал учета предварительных заказов населения и иные документы, предусмотренные законодательством.
Автомагазин должен принимать предварительные заказы населения и, при необходимости, доставлять покупателям на дом товары, а также собирать стеклотару. Продавец автомагазина обязан вести учет выполнения предварительных заказов населения на товары.
Контролирует работу автомагазинов, чтобы не было нарушения графиков и маршрутов, ответственный из числа жителей, который отмечает в журнале учета прибытие и убытие автомагазина в населенный пункт, а также при желании делает предложения по улучшению работы автомагазинов.
Постановлением правления райпо закрепляются ответственные специалисты, которые ежедневно будут контролировать работу автомагазинов: их своевременную загрузку необходимым ассортиментом товаров перед выходом на маршрут, соблюдение графиков и маршрутов движения, времени прибытия и убытия, ассортиментных перечней, выполнение доведенных заданий по товарообороту и другим вопросам. Эту информацию они обязаны предоставлять правлению райпо раз в 10 дней. При этом предусмотрено материальное стимулирование ответственных специалистов.
Последовательность организации работы автомагазина в конкретном регионе
Определение количества и дислокации населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, для организации обслуживания автомагазинами совместно с местными исполнительными властями — сельскими и районными исполнительными комитетами.
Определение необходимой частоты обслуживания, составление маршрутов и графиков движения автомагазинов.
Определение схемы товароснабжения автомагазинов на основании имеющейся материально-технической базы организации.
Приобретение автомагазинов (переоборудование торгового фургона) с укомплектованием необходимым набором торгового и технологического оборудования.
Обеспечение кадрами — укомплектование кадрами водителей и продавцов.
Формирование ассортиментного перечня товаров для реализации в автомагазинах.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Из 6,4 тысячи магазинов Белкоопсоюза, работающих на селе, около 1,5 тысячи находятся в населенных пунктах, где живет менее 100 человек, и еще 1,3 тысяча — в деревнях с численностью жителей от 100 до 200 человек.
Кроме стационарных магазинов , сегодня у Белкоопсоюза 676 автомагазинов, которые обслуживают более 14 тысяч мелких населенных пунктов, где в общей сложности живут 394 тысячи человек, в основном пенсионного возраста. К концу 2015 года Белкоопсоюз планирует увеличить свой автопарк до тысячи автомагазинов. В прошлом году потребкооперация приобрела 146 автомобилей. 190 от имеющихся оснащены банковскими платежными терминалами, чтобы покупатели могли рассчитываться безналичными платежами.
Передвижная торговля предлагает сельчанам более 150 наименований продовольственных и непродовольственных товаров. Все автомагазины принимают у сельчан заказы на продовольственные и непродовольственные товары, которые доставляют сельчанам в следующий приезд.
Телефон «горячей» линии по работе автомагазинов: +37517-226-83-26
Перечень продовольственных товаров для включения в ассортиментные перечни автомагазинов
Наименование товаров |
Количество наименований, ед. |
*Молоко |
1 |
*Кисломолочная продукция |
1 |
*Йогурты |
1 |
*Сметана |
1 |
*Сыры плавленые |
1 |
*Сыры твердые |
1 |
*Мороженое |
2 |
*Масло животное |
1 |
*Птица, полуфабрикаты из мяса птицы |
1--2 |
*Колбасные изделия вареные (включая сосиски, сардельки) |
3 |
*Колбасные изделия полукопченые, твердого копчения |
2 |
*Маргариновая продукция |
1 |
*Майонез |
1 |
Молочные консервы |
1 |
Мясные консервы |
1 |
*Рыба мороженая |
1 (по заявкам) |
*Рыба переработанная |
1 |
Рыбные консервы, пресервы |
3 |
Плодоовощные консервы |
3 |
Соки |
2 |
Сахар |
1 |
Конфеты |
4 |
Карамель |
4 |
Шоколад |
4 |
Мучные кондитерские изделия |
4 |
Сухарно-бараночные изделия |
1 |
Мука, полуфабрикаты мучных изделий |
1 |
Крупа |
3--4 |
Макаронные изделия |
2--3 |
Хлеб из ржаной и ржано-пшеничной муки |
2 |
Булочные изделия из муки высшего, первого сорта, сдобные изделия |
1--2 |
Кофейные напитки |
1 |
Кисель, желе |
1 |
Картофелепродукты |
2 |
Сухие завтраки |
1 |
Соль |
2 |
В том числе йодированная |
1 |
Уксус спиртовой |
1 |
Дрожжи |
1 |
Желатин пищевой |
1 |
Пряности |
3 |
Крахмал |
1 |
Продукты для детского питания |
по заявкам |
Минеральная вода |
2 |
Безалкогольные напитки |
2 |
Пиво |
3 |
Водка и ликеро-водочные изделия |
2--3 |
Вино виноградное |
2 |
Вино плодово-ягодное |
2 |
Шампанское, вино игристое |
по заявкам |
Коньяк |
по заявкам |
Табачные изделия |
7 |
Спички |
1 |
Масло растительное |
1--2 |
Кофе растворимый |
1 |
Кофе натуральный |
1 |
Чай |
2 |
* при наличии холодильного оборудования
Перечень непродовольственных товаров для включения в ассортиментные перечни автомагазинов
Вид товара |
Количество наименований |
Колготки женские, чулки, носки |
2 |
Носки мужские |
1 |
Носки мужские из полушерстяной пряжи (в сезон) |
1 |
Электрические лампы накаливания общего назначения |
1 |
Машинки закаточные (в сезон) |
1 |
Крышки СКО |
1 |
Крышки полиэтиленовые |
1 |
Пластмассовые изделия и товары хозяйственного обихода |
1 |
Чистящие, моющие средства |
2 |
Свечи хозяйственные |
1 |
Крем для обуви |
1 |
Канцелярские товары |
3 |
Салфетки бумажные, туалетная бумага |
1 |
Мыло хозяйственное |
1 |
Мыло туалетное |
2 |
Одеколоны |
1 |
Шампуни |
1 |
Зубная паста |
1 |
Зубные щетки |
1 |
Расчески, щетка массажная |
1 |
Пакеты полиэтиленовые |
1 |
Синтетические моющие средства |
1 |
Аппараты для бритья |
1 |
Одноразовая посуда |
2 |
Спички |
1 |
Примечание: торговля другими товарами, не вошедшими в ассортиментный перечень, осуществляется по предварительным заказам населения.
Наши пути-дороги
Наименование области |
Протяженность местных дорог, тыс. км |
В том числе грунтовых |
Брестская |
8,36 |
377 |
Витебская |
14,85 |
3125 |
Гомельская |
10,11 |
1632 |
Гродненская |
10,62 |
1030 |
Минская |
16,1 |
2093 |
Могилевская |
10,9 |
3423 |