Автограф на мостовой

Любуясь архитектурной красотой Минска, мы мало знаем о зодчих, придавших городу неповторимый облик.
Любуясь архитектурной красотой Минска, мы мало знаем о зодчих, придавших городу неповторимый облик. Жаль, ведь белорусскую столицу в полном смысле создала, а затем буквально возродила из пепла целая плеяда замечательных "атлантов" и "кариатид" градостроительства: Лангбард, Заборский, Усова, Воинов. Александру Петровичу Воинову сегодня исполнилось бы 100 лет.

Он родился в городе Колпино под Санкт-Петербургом, но лучшие свои творения посвятил Беларуси, куда приехал в январе 1930 года после окончания Московского высшего художественно-технического института.

В 1933 году, когда создавался крупнейший белорусский проектный институт - Белгоспроект, Воинов стал его первым директором. А в 1934 году был инициатором образования Союза архитекторов БССР.

Именно по проектам Александра Петровича в 30-е годы были построены здания, без которых сегодня невозможно представить облик многих белорусских городов. Достаточно назвать самые яркие из "автографов" Воинова: Высшая партийная школа по улице Карла Маркса в Минске и гостиница "Беларусь", еще памятная многим минчанам своим первоначальным обличьем, Дворец пионеров по улице Кирова (его Воинов проектировал совместно с архитектором В.Вараксиным в 1933 - 1938 годах, а восстанавливал после войны вместе с Л.Усовой), Институт физкультуры на площади Я.Коласа (соавтор - архитектор А.Брегман), жилые дома и гостиница "Днепр" в Могилеве.

Но, пожалуй, лучшим довоенным шедевром, своего рода визитной карточкой стало здание ЦК КПБ по улице Маркса, спроектированное совместно с архитектором В.Вараксиным в 1940 - 1941 годах.

В начале Великой Отечественной войны Александр Петрович эвакуировался в тыл и работал на строительстве объектов оборонной промышленности в Куйбышеве, Нижнем Тагиле, Новосибирске, а весной 1942 года был отозван в распоряжение белорусского правительства.

Он постоянно поддерживал связи с коллегами, ушедшими на фронт, а также теми, кто подобно ему чертил эскизы будущих зданий белорусской столицы, находясь в глубоком тылу и веря в победу над врагом.

В Белорусском государственном архиве научно-технической документации хранятся личные документы Александра Петровича Воинова, его переписка с друзьями-архитекторами.

"С радостью прочел первую фразу из обращения Союза советских архитекторов Белоруссии о возобновлении работы. Хоть работа сейчас скована условиями и разобщенностью, но тот факт, что что-то воссоздается, что кладутся первые камни нового, восстанавливаемого, так возрождает надежду и еще больше хочется сделать для Белоруссии", - так писал Воинову, решившему возродить белорусский Союз архитекторов, в 1942 году из Челябинска Наум Трахтенберг. На призыв Воинова откликнулся и архитектор Иосиф Лангбард: "Дорогой Александр Петрович! Радуюсь тому, что белорусское отделение архитекторов начинает оживать. Чем смогу быть полезен - к Вашим услугам".

А Георгий Заборский, находившийся в госпитале уральского городка Троицка, решил сразу взяться за дело: "...Я избрал для работы первое задание: составление эскиза-проекта памятника героям Отечественной войны".

А какие горячие дни начались для зодчих после победы! Столицу Беларуси в буквальном смысле надо было возрождать из пепла. И собравшиеся в Минске архитекторы, привезя из госпиталей сделанные на клочках бумажек и бинтах эскизы, взялись за постройку города будущего. Александр Петрович Воинов осуществлял авторский надзор за восстановлением лежащих в руинах зданий, проектированием и возведением новых сооружений.

Аэровокзал, детский республиканский санаторий в Острошицком Городке Минского района, Минские горком и обком КПБ (соавтором двух последних официальных сооружений была Л.Усова) - абрисы этих архитектурных шедевров рождались в голове неутомимого Александра Петровича.

Он и сына своего - Анатолия - заразил профессиональной страстью, передав творческую эстафету.

К сожалению, ни имя отца, ни имя сына не увековечены в названиях улиц города, который они постарались сделать одним из красивейших в Европе. Нет и мемориальных досок на домах, где жили выдающиеся архитекторы. Зато остались в белорусских городах их автографы - из кирпича и камня...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter