Авто в законе

Свободный таможенный склад и авторынок. Различия изучает корреспондент
Свободный таможенный склад и авторынок. Различия изучает корреспондент

В выходные поехал с товарищем на авторынок выбирать ему машину. Просто так, за компанию, а не в качестве консультанта. Потому что в деле подбора «живой» иномарки товарищ сам — настоящий эксперт. Он дипломированный автомеханик, который лично перебрал не один десяток двигателей «Вольво» и поменял не одну сотню ШРУСов и амортизаторов в «Ниссанах» и «Рено».

Что ж, пошли по рядам. Все машины сверкают свежевымытыми крыльями и капотами, а их хозяева преисполнены поистине дворянского достоинства: мол, моя «игрушка» — вещь эксклюзивная, не чета остальной дребедени, которую предлагают на рынке.

Останавливаемся возле симпатичного «Мицубиси–Каризма». После придирчивого «обнюхивания» и простукивания кузова и основных механизмов никаких глобальных недостатков не обнаруживается. На первый взгляд не машина, а мечта. И тут мой друг Вася вдруг мрачно бросает: «Пошли дальше...» Когда мы немного отходим в сторону, объясняет: «Там стоит двигатель GTI. Экспериментальный, выпускался несколько лет. Очень прихотлив к качеству топлива. Судя по тому, как он работает, жить ему осталось недолго».

Следующей жертвой сурового «автодиагноста» Васи стала симпатичная улыбчивая девушка на «Рено–Меган». «Движок «сопливит», подвеску спасет только глобальная реанимация, — в голосе Василия звенит металл. — Машинка, похоже, конструктор — в смысле, собрана в одну из нескольких: однозначно была жертвой жестокого лобового столкновения».

Все остальные просмотренные нами на рынке экземпляры тоже оказались изрядными автомобильными калеками. Купив по сходной цене любой из них, через некоторое время обязательно придется обращаться на СТО. А это — удовольствие недешевое. Так что в очередной раз довелось убедиться, что скороговорка продавцов на авторынке типа «не бита, не крашена, пробег маленький» — не более чем лукавый треп. И слепо верить ему — значит рисковать не только деньгами, но, возможно, и собственным здоровьем. Несмотря на то что каждые выходные только на минских авторынках выставляется несколько тысяч автомобилей, найти среди них по–настоящему достойный — то же самое, что намыть несколько золотых крупинок из тонны песка.

Так что же делать в такой ситуации простому автолюбителю? И тут я вспомнил, что с недавних пор у нас существует альтернатива стихийному авторынку...

Свободный таможенный склад расположен на самом въезде в ТЦ «Ждановичи» со стороны Минска. Он представляет собой огороженную забором площадку, на которой разместилось около сотни автомашин. Перед каждой установлена информационная табличка с указанием основных характеристик: название модели, год выпуска, объем двигателя, пробег, цена и т.д. В отличие от обычного авторынка, на каждую машину составлена диагностическая карта, где отражено техническое состояние основных узлов и механизмов, а также обнаруженные дефекты и неисправности. Большинство автомобилей изготовлено уже в XXI веке, поэтому, естественно, о «фантастически низких» ценах речь не идет: средняя стоимость иномарок — от 5 тысяч долларов и выше. Причем чаще всего встречаются изделия французских и немецких производителей, а вот популярных «японцев» и демократичных «корейцев» практически нет. Ажиотажа и очередей перед складским КПП не наблюдается. А оформить понравившийся автомобиль можно, пройдя метров тридцать по тоннелю в близлежащее здание, где соседствуют администрация склада, пункт таможенного оформления, отделение ГАИ и т.п.

В общем, свободный таможенный склад действительно работает, но его настоящий экономический расцвет пока еще не наступил. Впрочем, это мои субъективные ощущения как обычного посетителя. А что думает руководитель склада, заместитель директора ТЦ «Ждановичи» Александр Хабаров?

— У нас просто еще не было достаточно времени, чтобы добиться неких стратегических побед, — считает Александр Владимирович. — Ведь реально мы работаем пока только 4 месяца. Однако даже за такой короткий срок удалось сделать определенный шаг вперед. Если первоначально было налажено сотрудничество только с одной немецкой фирмой, то сейчас география наших связей значительно расширилась. Поэтому если до сих пор у нас на складе постоянно находилось около 100 машин, из которых в месяц продавалось около 40, то в ближайшем будущем мы планируем поставлять где–то 300 автомобилей в месяц и продавать как минимум 100.

Даже с учетом таможенных платежей и нашей торговой надбавки стоимость машин, представленных на складе, сегодня не выше, а порой ниже, чем аналогичных моделей на авторынках. При этом все автомобили проходят у нас диагностику, поэтому потенциальные покупатели могут быть твердо уверены, что не приобретут опасного кота в мешке.

Примерно четверть всех машин на складе покупают юридические лица. Ведь фирмам и предприятиям выгодно брать авто на свободном складе — в этом случае они освобождаются от уплаты 5–процентного налога на приобретение транспортного средства.

А вот обычные автолюбители интересуются чаще всего иномарками, стоимость которых вместе с растаможкой от 6 до 8 тысяч долларов. И мы делаем все возможное, чтобы удовлетворить спрос на такие машины. Например, сейчас из Италии и Германии идут автовозы, а из США контейнер с автомобилями стоимостью до 10 тысяч долларов.

Конечно, за время работы склада успели выявиться и некоторые проблемы. Например, существует такая норма: белорусское предприятие, покупая автомобиль на свободном складе, не имеет права самостоятельно его растаможивать. Это должна делать только администрация ТЦ «Ждановичи». Естественно, для нас это неожиданная дополнительная нагрузка.

Определенную сложность в смысле расширения ассортимента представляет требование, согласно которому поставлять автомобили на свободный склад имеют право только нерезиденты Республики Беларусь — то есть иностранные фирмы. Несколько связывает руки запрет заниматься ремонтом автомобилей на территории склада.

Кроме того, часто возникают конфликтные ситуации с определением года выпуска продаваемых автомобилей из–за того, что различные ответственные за это ведомства руководствуются своими собственными нормативными документами. При этом «год рождения» одной и той же машины они могут установить разный.

Впрочем, все эти правовые шероховатости, по мнению Александра Хабарова будут разрешены, правда, со временем. Пока же всем нам стоит лишь взглянуть на снимок, чтобы понять, что к решению главной цели, которую ставят работники склада: постоянно наращивая объемы продаж, стать в итоге серьезным конкурентом для всех остальных участников автомобильного рынка, еще нужно стремиться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter