На Витебщине можно и нужно развивать туризм, в том числе и археологический

Аутентичность правит бал

В 2015–м, объявленном ЮНЕСКО годом Михала Клеофаса Огиньского, второе дыхание получило его родовое гнездо в Залесье. Бережно реконструированные северные Афины сегодня — популярный туристический объект. Музей–усадьба далеко не единственная жемчужина в нитке: мест с историей и изюминкой в Беларуси хватает. Ценители необычного культурного отдыха тоже найдутся. Особенно если предложить им полное погружение в тему.

ФОТО БЕЛТА

О том, что аутентичность — это мейнстрим, говорили на днях в Витебске. С визитом здесь побывали участники проекта «Связи культурного наследия Огиньских на пути Беларуси и Литвы». Витебщине есть чем удивить литовских огиньсковедов. Именно в Придвинье ведут корни автора знаменитого полонеза ля минор «Прощание с родиной». Директор Ретавского музея истории культуры Огиньских Витас Руткаускас и по совместительству руководитель проекта восхищен: туристический потенциал у региона отличный. Первым из витебских Огиньских считают князя Льва Самуеля. Его сын Симон Кароль какое–то время жил в Витебске, а позже отправился в Голландию. Там, считают отдельные исследователи, познакомился с Рембрандтом и даже позировал ему для картины «Лисовчик» («Польский всадник»). Один из сыновей Симона Кароля — Марциан Михаил Огиньский — стал витебским воеводой. Внук Марциана князь Анджей был послом в Петербурге, Вене и Берлине, а его правнук Михал Клеофас навсегда вошел в историю под звуки полонеза–легенды. Яркая архитектура дома Огиньских на улице Задуновской когда–то сделала его своеобразным символом Витебска. Ни от этого здания, ни от других архитектурных изысков знаменитого рода в городе над Двиной ничего не осталось, но, задайся целью, и следы аристократического рода можно найти в Витебском, Поставском, Бешенковичском районах... Искать обязательно стоит, уверен Витас Руткаускас, ведь это — натуральная основа для историко–культурного туризма. Да, литовско–белорусские маршруты, связанные с Огиньскими, уже существуют. Но при желании можно спокойно продлить их до Витебска.

Усадьба князей Огиньских в Залесье открылась после реставрации

Памятники архитектуры интересны не только историкам и археологам. Чтобы путешествие вышло «вкусным», а приезжать в Залесье, Мир, Несвиж хотелось снова и снова, просто нужно чего–то добавить. Чего? Например, музыки. Выходит здорово. Доказательство — фестиваль «Год Огиньского в Залесье», который три года назад провели в честь 250–летия со дня рождения композитора. Художественный руководитель форума, музыковед Алексей Фролов вспоминает, как каждый месяц в Залесье звучала новая концертная программа. И отреставрированные, но до тех пор словно немые стены ожили. Сколько гостей тогда побывало в северных Афинах! Музыкальный туризм в чистом виде.

Витас Руткаускас вручает изданные мемуары Михала Клеофаса Огиньского замдиректора Витебского областного краеведческого музея Валерию Шишанову
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ВИТЕБСКИМ ОБЛАСТНЫМ КРАЕВЕДЧЕСКИМ МУЗЕЕМ

Известный археолог, кандидат исторических наук Татьяна Бубенько много лет занимается раскопками, и ей есть что сказать о популярном, но пока не коснувшемся нас направлении — археологическом туризме. Необычные поездки организуют в Египте, Греции, Индии, Израиле, других странах. Есть диковинные, но на удивление востребованные предложения. К примеру, на пару дней можно почувствовать себя кроманьонцем, пожив в землянке эпохи неолита. Добыча древними орудиями хлеба насущного и обжиг глиняной посуды прилагаются. Очередь на первобытный «ол инклюзив» на недели вперед. Почему бы не придумать похожую фишку для комплекса Кордон, открытого археологами в 2016 году в Шумилинском районе? Поселение IX — X веков, связанное с викингами, назвали сенсацией в науке, но до сих пор не поставили на учет и не взяли под охрану государства. Промедление буквально развязывает руки «черным копателям». Они приезжают и безнаказанно роются в истории, как у себя в огороде. Татьяна Станиславовна загибает пальцы, перечисляя стародавние красоты Витебщины. Одних только усадеб, за которыми известнейшие во всем мире фамилии, десятки. Каждая — новое окно в туризм. Чтобы гостям было интереснее, начинать можно с места в карьер, подав к станции бричку или даже карету. Такой колорит точно не повредит. Шашлыками и бильярдными залами уже мало кого удивишь, шляхетскими балами и соколиной охотой пока вполне.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter