Аты-баты, испанские теледебаты

В Испании особое внимание уделяется защите прав детей.
В Испании особое внимание уделяется защите прав детей. С этой целью открыт и отлично функционирует специальный детский "телефон доверия". Ребенок, переживший насилие со стороны своих родителей, может позвонить куда следует и пожаловаться. Далее его правами будут заниматься серьезные профессионалы. Рекламу этого телефона можно встретить на каждом шагу. Благодаря такой заботе современные испанские дети, воспитанные Интернетом и телевидением, чувствуют в жизни себя настолько уверенно, что родители их буквально побаиваются.

Это явление приняло очертания тенденции по всей стране и послужило поводом для активных теледебатов, кои мне довелось наблюдать "живьем" в здешнем эфире. С одной стороны, дети в демократическом обществе, безусловно, имеют право на защиту. С другой - современные технологии отнюдь не безупречны. Отличить реальную жестокость от воспитательных мер очень сложно. На это уходят время, деньги и нервные клетки. Теперь темой многочисленных телевизионных ток-шоу в Испании является возможность защиты родителей от продвинутых детей. Любой первоклашка имеет в руках серьезное оружие против воспитательных мер. На родительскую угрозу "Я уже снимаю тапок" есть резонный ответ: "Я уже снимаю трубку".

Другой не менее обсуждаемой темой на испанском телевидении в последнее время является предстоящая свадьба принца Филиппе и тележурналистки Литисии Ортис. Благо жанр ток-шоу сегодня преобладает на экранах страны кастаньет. Год назад излюбленной темой разговоров во время сиесты была затянувшаяся холостяцкая жизнь наследника престола. "Ну что это наш "принципито" все не женится? - возмущались испанцы. - Давно уже за тридцать, а он никак не решится. Уж нет ли в этом, не дай Бог, какой-нибудь пикантной проблемы?" Видимо, будущему королю так эти пересуды надоели, что он поспешил влюбиться в ведущую ночного выпуска новостей на одном из каналов. Как только на Литисии остановился монарший взгляд, ее сразу перевели вести вечерние, самые рейтинговые новости. Сейчас сеньорита Ортис, правда, ведет другую передачу. Учит по телевизору манерам и прочим премудростям молодых, которые хотят выглядеть, как принцессы. А это, как выяснилось, больше всего и злит испанских кумушек и кумов. Мол, разведенная, за тридцать, с крупным носом, папа таксист, а туда же... Собирается носить фамилию Бурбон. На эти доводы оппоненты по телевизору с утра до вечера возражают, что принцесса Диана вообще в девичестве трудилась воспитательницей в детском саду. Да и Бурбонам давно пора подмешать немного обычной красной крови, чтобы не вырождались от родственных браков. Монархисты с радостью парируют: "Одну секундочку, отец леди Дианы, между прочим, граф Спенсер. А то, что она вдали от Букингема росла, так сами знаете, что из этого вышло". При этом обе стороны не откажутся высказать недовольство монархией в целом. "Мы налоги платим, а этим Бурбонам только бы по регатам разъезжать!" Из чего я, будучи в Испании не первый раз, делаю вывод, что "трещать в ящике", в принципе, - вид национального спорта. Желание есть, а повод найдется. Тем более когда жанр так востребован на ТВ. Со всеми вытекающими в рекламные деньги последствиями.

В этом смысле очень показателен скандал вокруг Дэвида Бекхэма. В прайм-тайм сейчас на четырех каналах одновременно можно найти ток-шоу об интимной жизни футболиста. Его бывшая секретарша Ребекка с удовольствием ходит из передачи в передачу, где обсасываются мельчайшие детали их с Дэвидом романа. Факт которого, кстати, так и не был доказан. Ребекка, как королева, восседает в лучах софитов и с гордостью отвечает на вопросы сразу трех-четырех тележурналистов. Потом очередное, четыре тысячи сто двадцать восьмое, интервью Ребекки жарко обсуждают в студии самые известные и влиятельные газетчики. Я не уставала задавать испанским коллегам вопрос, почему для них это так важно? На что они резонно отвечали, что телекомпаниям просто легче так вот зарабатывать деньги. Надо же, все понимают. И все равно смотрят, как завороженные, каждый вечер. Одно и то же.

Но это еще что. На десерт местное телевидение подает сейчас реалити-шоу "Дом". Прямые включения и дебаты вокруг жизни нескольких семей, строящих жилище мечты, можно увидеть в течение всего дня. Как ни удивительно, шоу "Дом" является неким элементом пропаганды. Дело в том, что премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро выступает за легализацию гомосексуальных браков. Среди действующих лиц реалити-шоу есть две такие пары - мужская и женская. Ведет программу популярный шоумен. Он открыто заявляет о своей особенности и призывает болеть "за наших". В телестудии сидят родные и близкие участников шоу, очень за них переживают и льют слезы умиления от кадров, где два жениха в белом наконец открыто обручаются и счастливые целуются. Камеры не выключаются даже когда обитатели "Дома" ложатся спать. Для меня это выглядело полной дичью. Насколько я смогла понять, никаких возрастных ограничений просмотр этого шоу не имеет. Но человек способен привыкнуть ко всему. В особенности, если информацию эту вдалбливают с таким упорством. Мне вовсе не хотелось бы прибегать к менторскому тону и учить испанских демократов жизни, тем более находясь от них за тысячи верст. Но после двух недель пребывания в свободном европейском обществе я вдруг начала понимать, почему, например, певица Мадонна, живущая сейчас в Англии, запрещает своим детям смотреть телевизор. Ей, прошедшей огонь, воду и медные трубы, представляется, что родным чадам дикая свобода в лошадиных дозах ни к чему. И это вовсе не смешная и не излишняя предосторожность.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter