Ассоциативное мышление

Белорусская ассоциация музеев и галерей пока не зарегистрирована, но фактически уже возникла — прямо во время «круглого стола», организованного Музеем современного изобразительного искусства...

Белорусская ассоциация музеев и галерей пока не зарегистрирована, но фактически уже возникла — прямо во время «круглого стола», организованного Музеем современного изобразительного искусства. Судя по всему, уже скоро у них появится и общее информационное пространство — сайт, с помощью которого кураторы выставочных проектов смогут не только договариваться о датах вернисажей. Хотя и это в общем–то не пустяковая проблема, когда Национальный художественный музей, Дворец искусства и кто–нибудь еще то и дело приводят публику в смятение, устраивая одновременное открытие своих выставок. Но список бед наших галеристов сегодня куда обширнее, разнообразнее и отсутствием согласованного графика вернисажей не исчерпывается. Недаром этот почти стихийный «круглый стол» собрал не только директоров галерей и музеев, но также художников, искусствоведов, преподавателей и студентов творческих вузов, а также многочисленных «сочувствующих» и «любопытствующих», как сами себя отрекомендовали некоторые из гостей...


О том, что в столице будет создан Музей истории Минска, известно пока не всем. Но решение о создании такого перспективного очага культуры есть и даже начинает реализовываться. Предполагается, что это будет не только демонстрация раритетов в комплексе музейных зданий по улице Революционной, но и частичная музеефикация городских памятников архитектуры, а также туристические маршруты в Лошицкий усадебно–парковый комплекс и на Минское замчище... Идея, бесспорно, замечательная. Хотя не вполне понятно, для чего лишать статуса городскую художественную галерею Щемелева и превращать ее в один из отделов будущего музея? Когда и без того значительная часть галерей, определявшихся когда–то прилагательным «минская», проиграв изнуряющую борьбу за выживание, ушла в виртуальное пространство, а те, что остались, можно пересчитать по пальцам. Причем на одной руке... Галерея Щемелева еще пытается защищаться, но делать это ей приходится в одиночку — коллеги могут поддержать ее лишь только на словах. А у финансистов Мингорисполкома аргументов в пользу такого решения пока, увы, больше...


— Поверьте, я не ем меда, вообще его не люблю! — восклицает директор Дворца искусства Александр Зинкевич. Ярмарки меда и всевозможного ширпотреба на первом этаже этого здания давно стали темой для анекдотов. Но содержать такой огромный дворец за счет одних выставок нереально.


— Чтобы изменить ситуацию, нам надо разрабатывать сувенирную продукцию, — полагает Зинкевич. — Помню, как в парижских музеях мне хотелось скупить чуть ли не все сувениры: так продуманно и талантливо там это сделано. От паззлов с коронованием Жозефины до монет и карандашей... Конечно, возразит мне кто–нибудь, у нас нет Моны Лизы, под брэндом которой выгодно продается что угодно. Так у нас никто еще не пробовал делать ничего подобного! К тому же продажа сувениров — неплохой способ популяризировать искусство...


По мнению рабочей группы будущей ассоциации (список первых членов которой был составлен уже к вечеру прошлой пятницы), объединившись с музеями, галереи успешнее могли бы решать не только свои бытовые и юридические вопросы, но и непосредственно творческие. К примеру, на реализацию некоторых идей у наших галеристов часто не хватает даже выставочного пространства. Зато в России теперь и крупные музеи не гнушаются сотрудничать с небольшими галереями, обнаруживая неожиданные точки соприкосновения классического и актуального. В минувшем году в Эрмитаже даже создали сектор современного искусства и с азартом занялись налаживанием диалога между художниками прошлого и недалекого будущего... Но представить себе выставку актуального искусства в Национальном художественном музее — все еще из области фантастики. Однако художественный проект, предложенный музею от имени ассоциации, выглядит уже совершенно иначе, нежели не вполне внятная частная инициатива. Хотя бы потому, что еще накануне этот проект получит профессиональную оценку других коллег и искусствоведов... А там, глядишь, рукой подать и до проведения художественной ярмарки «Арт–Минск» — возможно, не менее яркой, чем прославленная «Арт–Москва», где раз в год есть шанс познакомиться с самыми неординарными современными художниками и определить последние тенденции актуального искусства.


— Хотелось бы стать свидетелем создания действительно серьезной ситуации, — осторожно рассуждает художник Леонид Хоботов. — Стагнация в нашей среде давно ведь стала очевидной... Хотя новое поколение пытается что–то делать, рождаются новые идеи, и я этому очень рад. Если сейчас возникнет такая организация, которая приобретет не просто какой–то опыт, а настоящий авторитет, она вполне сможет влиять не только на чье–то творчество, но и на культуру в целом... Мне кажется, это серьезная заявка и ее надо реализовывать. Других вариантов для оживления нашей среды я пока не вижу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter