Артур и Галина

ДО ДЕРЕВНИ Шапчицы из областного центра всего ничего: пару десятков километров по бойкой трассе, затем еще немного по насыпи вверх. И вот вы уже словно попадаете в другое измерение. Где утренняя улица впала в сонное оцепенение: даже собаки не лают! Огоньки в домах — и те светятся кое-где. А уж о редком прохожем и мечтать не приходится. Но буквально в первом доме, куда удалось достучаться, хозяин охотно сообщил: «немца» найти можно…

В могилевской деревне Шапчицы пишет книгу жизни инженер-строитель из Германии Шульц

ДО ДЕРЕВНИ Шапчицы из областного центра всего ничего: пару десятков километров по бойкой трассе, затем еще немного по насыпи вверх. И вот вы уже словно попадаете в другое измерение. Где утренняя улица впала в сонное оцепенение: даже собаки не лают! Огоньки в домах — и те светятся кое-где. А уж о редком прохожем и мечтать не приходится. Но буквально в первом доме, куда удалось достучаться, хозяин охотно сообщил: «немца» найти можно…

…В доме, где цветной палисад.

— Пройдете до конца улицы, потом свернете направо. А там найдете, — заверил сельчанин.

И правда: из двух домов на развилке сразу выбираешь тот, что поменьше — с красочно разрисованным забором. С одной стороны — кирпичное одноэтажное здание особенным никак не назовешь: на деревенских улицах нынче можно увидеть и трех-четырехэтажные замки! С другой, и в почтовом ящике с отдельными карманами для газет и писем, и в белом сарайчике, и в прозрачном навесе для машины угадывалось что-то «не наше».

Печка в доме тоже нетипичная, скорее напоминает камин. Но самое главное — во всем чувствуется хозяйская рука. Старая сельская хата в умелых руках Шульца и его белорусской жены Галины превратилась в уютное и современное жилье со всеми удобствами. Сначала думали, будет дача. А когда обустроились, поняли: жить здесь можно постоянно!

За пять лет они с женой разбили огород с теплицами, высадили саженцы груш, слив, яблонь. Летом собирали первые фрукты. Поначалу сельчане ходили посмотреть на «немца» ради интереса. А потом привыкли. С некоторыми Шульцы успели подружиться.

— Если что, помогаем друг другу по-соседски, — рассказал Игорь Шамко, строящий дом напротив.

Более того, выяснилось, соседа он помнит с тех времен, когда

Шульц еще «Лавсан» строил.

— Для меня Беларусь вообще и Могилев в частности — не чужие, — признает бывший житель немецкого города Эрфштадт. — Впервые в областной центр попал в 1979-м. Работал тогда инженером-строителем на «Могилевхимволокне». Отработал больше десятка лет, домой в Германию только в отпуск ездил.

На те времена пришелся интерес Артура к особенностям белорусской жизни. Сегодня по-русски он говорит практически без акцента. Вспоминает, что «чернобыльский» год стал поворотным в его судьбе. Когда, будучи на отдыхе, прочел страшную новость в газетах, прежде всего подумал о своих могилевских друзьях, коллегах, знакомых. После аварии на ЧАЭС строителей из Германии на белорусские стройки не отправляли. Пока представители фирмы с немецкой педантичностью лично не проверили уровень радиации и не пришли к выводу: опасности нет. В итоге могилевская командировка Шульца продлилась еще несколько лет. И все это время Артуру Шульцу не давала покоя мысль: чем он может помочь людям, оказавшимся заложниками катастрофы? И как всегда случается, решение пришло спонтанно.

— После смерти мамы я сказал близким, соседям: не надо покупать много венков. Лучше собрать деньги, которые пойдут на благое дело, — вспоминает Артур Шульц.

Так был сделан первый шаг к созданию в немецком Эрфштадте общественной инициативы

«Помощь детям, пострадавшим от Чернобыля».

Вместе с братом Хорстом они написали о почине в местной газете. И круг тех, кто в далекой Германии сердцем почувствовал чужую беду, стал шире. Свою лепту внесла даже строительная фирма, где работал Шульц. На первые средства пригласили в гости 19 могилевских ребят. Только в семье Артура всего отдохнуло более тридцати ребят из разных городов и деревень Беларуси. С некоторыми — повзрослевшими и ставшими мамами и папами, — он дружит по сей день.

Чем запомнились полтора десятка лет руководства благотворительной организацией? В первую очередь — счастливыми глазами белорусских девчонок и мальчишек, которым немецкие семьи устраивали насыщенные каникулы. Словами благодарности родителей, чьим детям организация помогла бесплатно сделать сложные операции за границей. Отремонтированным зданием школы № 20 в Могилеве, помощью больницам и другими добрыми делами.

Разных «приключений», причем не самых веселых, за время работы набралось немало. Одно из них Артур запомнил на всю жизнь. «Дело было в девяностых годах, на таможенном переходе в Польше. Очередь из фур выстроилась в несколько километров. Хотели ее объехать — мы ведь везли гуманитарный груз, потому имели право! Но тут какой-то молодчик наставил на нас пистолет»… Второй случай — с точностью до наоборот. Молодой водитель большегрузной машины сам уступил гуманитарному «каравану» путь к пограничному переходу. А когда Шульц стал его благодарить, ответил: «Это мы должны вам говорить спасибо за то, что помогаете нашим людям».

К слову, работая в благотворительной организации, он

Нашел свою судьбу.

Как два человека, которые занимаются благотворительностью, Артур и Галина просто не могли не встретиться. А позже поняли, должны быть вместе. Жена Артура Шульца и сегодня занята в могилевском обществе «Дети в беде». А сам он бразды правления немецкой инициативой передал активисту организации Вилли Фрону, и сейчас ведет жизнь обычного пенсионера. В белорусской деревне, утверждает, чувствует себя отлично.

— Здесь тихо, спокойно. Слышно, как птицы поют. К нам часто приезжают друзья, родственники, в том числе и из Германии. Им тоже нравится местная природа, — отметил Артур.

На вопрос, не скучно ли ему в могилевской деревне, утверждает: ему такая проблема неведома. Ведь дел невпроворот. Кроме того, недавно начал писать книгу. Была задумка воссоздать свою родословную. Но друзья предложили рассказать и об их немецкой «чернобыльской» организации, которая в будущем году отметит двадцатилетие. Не исключено, в книге найдется место и жизненной философии Шульца, который считает, что человек способен на многое. Что не всегда надо рассчитывать на помощь государства, а, напротив, подумать о том, чем ты сам можешь помочь другим..

Светлана МАРКОВА, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter