Балет на кухне, мини-спектакли дуэтом и чтение стихов: как актеры переживают пандемию коронавируса

Артисты удаленного жанра

Пандемия коронавируса, массовые скопления людей стали небезопасными, и поэтому театры закрылись на неопределенное время. Где-то зрители массово сдавали в кассу билеты. Кто-то переносил посещение спектакля на более поздний срок. А артисты почти поголовно оказались в вынужденном отпуске. Остановились даже съемки в кино. Однако служители Мельпомены — народ весьма непоседливый. Посидев немного дома с семьями, почитав отложенные на время книги, решив хозяйственные дела, многие задумались о том, как бы на удаленке продолжить общение со своим зрителем.

Театр имени Янки КУПАЛЫ выложил для просмотра в интернете свои старые спектакли.
kupalauski.by

Искусство уходит в онлайн

Некоторые театры порылись в запасниках и выложили для просмотра в интернете свои старые спектакли. Это успешно сделали Купаловский, Русский, РТБД. Подумывают о таком формате взаимодействия со зрителем и остальные.

Те, кто по какой-то причине не видел того, чего сегодня уже нет в репертуаре театров, наверняка получат свой букет впечатлений. А те, кто видел, могут огорчиться плоскостным изображением сцены без реакции зрителя. Однако реальность такова: новых репертуарных спектаклей мы дождемся нескоро.

Стали рождаться маленькие новые проекты. Фактически на полном энтузиазме и без вложения денежных средств.

Простейшее, что многим служителям Мельпомены пришло в голову, — на камеру почитать стихи, монологи, спеть песни. В России артисты Мариинского театра даже показали, как балетным можно проводить мастер-класс на собственной кухне. Очень впечатляет, но все равно это не выход из положения. Конечно, форму терять нельзя. Нельзя прибавлять килограммы, да и работать хочется. Актерская профессия — она не тихая, не знающая пассивного существования. Чувства, страсти и нервы надо выплескивать. И уж конечно, дозированно тратить их на своих близких.

Итак, первой начала сборная команда артистов минских театров. Читали стихи. Каждый выбирал то, что любит. Старались найти жизнеутверждающие темы. Через всем доступные каналы порадовали Александр Вергунов и Игорь Андреев из НАДТ им. М. Горького.

Уважаемый Игорь Сергеевич Андреев, получив второе — управленческое — образование, много лет проработал на руководящих должностях в разных театрально-художественных коллективах, но вернулся к своей первой актерской профессии и в свой любимый Русский театр. Оказалось, он не просто любит и знает поэзию, но даже отваживается читать прекрасные сонеты Уильяма Шекспира.

Создатель и руководитель Современного художественного театра неунывающий весельчак Владимир Ушаков посвящает нежные строки народной артистке Беларуси Белле Масумян. Рассказывает, как любит все ее работы на сцене и скучает без сотрудничества с нею. Белле Амовне такая поддержка сегодня очень необходима. Недавно ушел из жизни ее партнер и режиссер Борис Луценко, и она осталась без работы в родном театре. Масумян — любимица публики.

Если старшее поколение артистов знает наизусть множество стихов еще со школьных и студенческих лет (просто тогда заставляли учить их), то молодое поколение не зубрит без надобности. Читают с листа, не запоминая и не зацикливаясь на тексте. Наверное, можно и так, хотя на экране это очень заметно. Все равно спасибо им большое!

В соцсетях две талантливые артистки — Людмила СИДАРКЕВИЧ и Светлана БЕНЬ — разместили мини-спектакль «Формула человечности».
Фото Сергея Голесника

О человечности

В соцсетях две талантливые артистки — Людмила Сидаркевич и Светлана Бень — выложили мини-спектакль «Формула человечности». Сценарист Сергей Анцилевич восстановил для них историю самоотверженных монахинь-назаретянок из монастыря близ Новогрудка. Эти женщины создали приют для одиноких стариков, помогали бескорыстно всем, кому могли. Во время войны добровольно и сознательно пошли на смерть, спасая заложников. Подвиг? Конечно, хотя и мало кому известный, пусть и история это реальная. По-моему, две яркие драматические актрисы, понимающие толк в том, как играть трагедию, выложились в этом крохотном произведении полностью. Хотя раньше никогда не работали вместе. 

Своим путем пошла и другая пара — артисты Роман Подоляко и Андрей Савченко. Интересно, что в центре повествования и тут не выдуманная, а реальная история. В том же двенадцатичастном проекте «Формула человечности» они сделали мини-фильм «Художник и девочка». 

В своем Купаловском театре актер и режиссер Роман Подоляко набил руку на переводе документального материала на язык сцены. У всех на слуху ошеломляющий успех его спектакля «Радзiва «Прудок». Раньше у него был свой яркий моноспектакль по сахалинским рассказам Антона Чехова. Романа всегда вдохновляет непридуманная человеческая жизнь.

Жить или не жить? Быть человеком или не быть? Если нельзя спасти всех, как сделать выбор? Да, опять время военное. Однако и сегодня в мире нешуточная война, где люди проверяются на прочность. Работа артистов — одна из серий большого проекта «Свое кино». Она сделана по воспоминаниям реального свидетеля событий Якова Владимировича Кравчинского. Кроме рассказывающих историю артистов, идет интересный рисованный видеоматериал. Очень впечатляет. 

Мы вместе

Артисты, журналисты, общественные деятели собрались на масштабный проект в Государственном музее истории белорусской литературы. Решили отпраздновать 90-летие нашего классика Владимира Короткевича онлайн-чтением его романа «Каласы пад сярпом тваiм». Каждый будет читать по главе с 13 по 29 апреля. Желающие могут присоединиться в соцсетях музея.

В НАДТ им. М. Горького осуществили и порадуют сотни зрителей своим спектаклем по пушкинскому «Пиру во время чумы». Пока это не для большой сцены. Длинный стол с оплывшими свечами в старинных подсвечниках. Пятеро актеров — Валерий Шушкевич, Андрей Душечкин, Виктория Ковальчик, Сергей Жбанков, Ольга Здарская. За кадром — постановщик и ведущий Сергей Ковальчик. Согласитесь, послушав трансляцию, поймете, что это не только актуальная идея, но и провидческие строки великого русского писателя. Они стопроцентно попадают в проблему сегодняшнего дня.

Гимном «Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю...» можно начинать и заканчивать любое обращение к нам сегодняшним. Особенно к героической работе врачей.

Все смотрят крохотный видеоролик. Далека от нас итальянская Верона. Три молодых пианиста с каким-то бешеным настроением исполняют «Шторм» Вивальди. Современные, отчаянные, талантливые, они рождают прекрасную музыку в пространстве полуразрушенного и вечного Колизея. Это тоже гимн бессмертию. И какое-то потрясающее единство людей искусства, уверенных, что мы выстоим в борьбе с коронавирусом.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter