Археологи раскопали в Минске древнюю улицу

Начиная раскопки в районе улицы Кирилла и Мефодия, археологи рассчитывали найти артефакты XVII-XVIII веков, а обнаружили местоположение древней улицы, на которой жили еще в XI-XII столетиях.

Начиная раскопки в районе улицы Кирилла и Мефодия, археологи рассчитывали найти артефакты XVII-XVIII веков, а обнаружили местоположение древней улицы, на которой жили еще в XI-XII столетиях.

Неожиданные находки
Археологические раскопки на территории комплекса монастыря бернардинцев, в районе улицы КириллаГлиняный горшок. фото и Мефодия, сотрудники Института истории Национальной академии наук Беларуси начали еще три года назад. Дело в том, что к началу чемпионата мира по хоккею 2014 года, который пройдет в Минске, в здании Бернардинского монастыря откроют гостиничный комплекс, а рядом расположится паркинг. Однако прежде чем строить парковку, застройщикам нужно соблюсти ряд условий. По законодательству перед началом земляных работ в зоне, где есть культурный слой, следует провести раскопки. Приступая к ним, археологи и не предполагали, насколько ценными окажутся исследования. Прежде всего, удалось обнаружить участок улицы, которая с XI-XII веков проходила от Свислочи в сторону Бернардинского монастыря. Благодаря этому ученые установили местонахождение посада древнего Минска – территории, где жили ремесленники, торговцы. Кроме того, интересны и сами найденные в земле предметы – вещи XI-XIV веков.

Точь-в-точь как современные
Самая древняя находка – ключ X-XI веков. Его археологи обнаружили в этом году, когда проводили раскопки с мая по июль. Есть и другие образцы ключей, к примеру XII века с «бородками». Похожими мы пользуемся и сегодня. Есть ключи XIII-XIV, а также XVI века. И соответственно железные замки, изготовленные по тому же принципу, что и современные навесные замки. Делали их кузнецы, которые в то время были действительно мастерами на все руки – и слесарями, и кузнецами.
Любопытна и коллекция ножей. Один более раннего времени – с черенком. Такие были в ходу до XV-XVI веков. А потом в моду вошли ножи с накладными деревянными рукоятками – точь-в-точь как современные. Впрочем, найденные археологами ножи совсем маленькие. Но не потому, что такими их делали изначально. Просто экономные минчане пользовались ножом до тех пор, пока от него не оставался малюсенький огрызок.
Среди находок есть даже музыкальные Ключи. фотоинструменты – варганы. Только в этом году археологи нашли три таких инструмента. Похожие извлекали и в предыдущие годы. Из чего можно сделать вывод, что в XVI-XVII веках варган был очень популярен у минчан.

Модный декор
Естественно, уникальны и ценны не только предметы XI-XIV веков, но и вещи более позднего времени. Вообще на территории монастыря бернардинцев больше всего находят предметы XVII века. По словам научного сотрудника Института истории НАН Андрея Войтеховича, жизнь в городе била ключом.
Можно сказать, в этом году ученым улыбнулась удача: они обнаружили две печи приблизительно XVII века. Такие находки попадаются довольно редко, а здесь сохранилось основание печи со всеми конструктивными особенностями, вокруг него археологи обнаружили специальные противопожарные прослойки песка. Когда печью пользовались люди, они сбрасывали в яму под ней золу, негодную посуду. С тех пор – с XVII века – яму никто не трогал, в ней изумительно сохранилась керамика. К примеру, из-под этой печи извлекли глиняный горшок, украшенный сверху модным в то время декором – зеленой глазурью. Видимо, у посуды отбилось донце, и хозяева выбросили ставшую негодной вещь под печь. Так горшок без единой трещинки дожил до наших дней.
Вторую печь раскопали не до конца, но уже обнаружили кафли – это керамика для облицовки печей – с изображением герба бернардинцев.

Тюнингованная лошадь
В предыдущие годы на территории Бернардинского монастыря нашли также много интересного. К примеру, замечательной сохранности гребень XII-XIII веков из рога лося. Или украшенную гравировкой псалию, которую крепили к конским удилам. Казалось бы, небольшая деталь, но и здесь люди позаботились о том, чтобы было красиво – сделали своеобразный тюнинг коня.
Среди находок орнаментированная железная ложка, наконечники стрел, украшенная изображением дракона поясная бляшка, медальончики, перстни и т.п. Также из земли извлекли около шестидесяти торговых пломб. А это говорит о том, что на этой территории было много торговых мастерских, купцов, ремесленников.

Как работают археологи
Человеку непосвященному сложно представить, как из-под земли извлекают целую керамику и вещи, которые пролежали там несколько столетий, да еще и точно определяют их возраст. Для специалистов же все просто и понятно. Первым делом разбивается площадка, участок под раскопки делится на квадраты два на два метра, потом с каждого такого участка выбирается земля на глубину 20 сантиметров. Все это археологи копают лопатами, выносят на носилках и тщательно перебирают. Один за другим выбирается каждый квадрат, и участок выравнивается по одному уровню, после чего его фотографируют, фиксируют находки и снова берутся за лопату. Так, пласт за пластом, выбирается весь культурный слой до материка – так археологи называют гальваническую породу, на которой уже не осталось следов жизнедеятельности человека. И, по словам Андрея Войтеховского, между культурным слоем и материком всегда проходит четкая граница. Причем глубина культурного слоя всегда разная. На участке, где проводили раскопки в этом году, она была два метра с хвостиком. А в позапрошлом году копали ближе к Свислочи, и там она составляла уже около четырех метров.
Пласты земли, которые снимают лопатой, не только «прощупывают» руками, но еще и «прозванивают» металлоискателем. Дело в том, что невозможно перебрать все до единого комочки земли, поэтому, к примеру, швейную иглу, как ни старайся, не найдешь. А с помощью металлоискателя находят иголки, медальоны, бляшки, монеты. Кстати, на территории монастыря бернардинцев находили разные монетки – не только местные, но и шведские, французские, английские. Все они ходили в обращении, для торговцев было неважно, где выпущена монета, главное, чтобы она была серебряная.
В среднем при хорошей погоде три человека – один на лопате и два на носилках – перебирают пласт в 20 сантиметров с одного квадрата за час. Если учесть, что участок состоит из множества квадратов, можно представить, насколько кропотлива работа археологов. Однако на переборе земли раскопки не заканчиваются. Затем все предметы очищают, при-сваивают им коллекционный номер, вносят в опись, анализируют. Пока находки лежат в музее Института истории. Как рассказал Андрей Войтехович, в будущем их, возможно, передадут в Музей истории Минска, где сейчас как раз комплектуют фонды. На основе этих материалов можно будет сделать приличную экспозицию по археологии столицы от XI и вплоть до XIX века.
Что любопытно, выделить какую-то одну, самую ценную находку из
извлеченных во время раскопок на территории монастыря бернардинцев, сложно. Куда важнее не какой-то один артефакт, а весь комплекс предметов и то, что удалось установить местоположение древнерусского посада.
Однако остались еще участки, на которых можно продолжить раскопки. Ведь чем большая площадь вскрыта археологами, тем яснее ситуация развития как самого посада, так и Древней Руси в целом.
 

Алеся ГОЛОВЧИЦ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter