Арал: миссия по спасению

На днях довелось увидеть на фото и экране то, что просто потрясло недавно генсека ООН Пан Ги Муна. Он побывал в Приаралье — месте одной из самых серьезных экологических катастроф. Где целое море — Аральское — уже фактически превратилось в… пустыню Аралкум.

Казахстан пытается возродить практически мертвое море. Зачем?

На днях довелось увидеть на фото и экране то, что просто потрясло недавно генсека ООН Пан Ги Муна. Он побывал в Приаралье — месте одной из самых серьезных экологических катастроф. Где целое море — Аральское — уже фактически превратилось в… пустыню Аралкум.

Фотовыставка «Трагедия Аральского моря» и фильм «Битва за Северный Арал» презентовались в столичном отеле «Европа» Посольством Республики Казахстан в Беларуси. Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в нашей республике Анатолий Смирнов напомнил: еще в начале прошлого века Аральское море было четвертым по величине внутренним морем на Земле! Но с шестидесятых годов двадцатого столетия Арал стал усыхать и фактически распался на отдельные озера. Сказалась бездумная хозяйственная деятельность — человек снова забыл, что не он царь природы…

 Море потеряло до 90 процентов своей воды, высохшая площадь составила 55 тысяч квадратных километров. Начались большие проблемы — от экологических до социальных. Центральная Азия, конечно, — эпицентр беды, но сегодня аральскую соль обнаруживают даже… на альпийских ледниках! Они из-за этого ускоренно тают… Разве удивительно, что Европу то и дело «сотрясают» разные погодные катаклизмы? Налицо угроза не только окружающей среде, климату непосредственно в районе экологического бедствия…

Можно было бы смириться с последствиями, не противостоять «мстительной» воле природы. Но в Казахстане решили иначе — между прочим, не послушав скептиков, которые говорят о бесперспективности спасения Арала. Казахи тем не менее построили уже одну дамбу — Кокаральскую. Она находится между Малым и Большим Аралом. Анатолий Смирнов утверждает, что будет строиться еще одна — должна вплотную подойти к городу Аральску.

Зачем все это делается? Дамба уже помогла… вернуть жизнь части моря! Там, где раньше были солевые «поля», теперь снова плещется водная гладь. Уже сегодня в районах, которым вернули статус приморских, промысловым рыбоводством занимаются 50 хозяйств. Увеличивается площадь орошаемых земель для сельхозработ, в частности, выпаса скота…

Мне кажется, для Казахстана спасение Арала — имиджевый национальный проект. Вроде «бесконечно» строящейся столицы Астаны. Для возведения Кокаральской дамбы использовались и бюджетные средства, и финансы Всемирного банка. В ближайшем декабре Казахстан снова будет одним из активных участников очередной крупной международной конференции по аральской проблеме. Это пустая трата денег? Так считают скептики. Но, по-моему, проект, пусть и с легкой «авантюринкой», но все же для людей! Главное ведь, подчеркнул Анатолий Смирнов, — коренное население Приаралья снова может жить и работать там, где не одно поколение предков занималось исконными промыслами. Проще простого переселить в более спокойные места. Сложнее сделать так, чтобы уникальный регион, даже в планетарном масштабе, снова «задышал»…

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter