По доступности здорового питания Беларусь обгоняет страны ЕС и США

Аппетит во время еды

Об этом редко говорят наши оппоненты, но в западных экономике и обществе сформировались критические диспропорции. И за дворцами не всегда видны хижины. Они пытаются учить нас жить, но сами жить не всегда умеют. Об этом говорит их же статистика. Мы ее начинаем анализировать.  Цифры лишены эмоций и слащавых пиар-технологий.  На них и посмотрим.

Ставка на рациональность в еде, бесспорно, общемировой тренд. Другой вопрос: каждому ли по карману правильный рацион? По оценкам FАО, число жителей планеты, не имеющих финансовой возможности обеспечить себе здоровое питание, достигло почти 3,1 миллиарда человек. Согласно той же международной статистике, данный показатель в Беларуси составляет всего 0,2 процента, то есть практически равен нулю. Для сравнения: в США, Польше, Литве и Латвии эта цифра выше в разы. Взамен натуральным продуктам западные пищевые корпорации предлагают не очень состоятельным покупателям дешевые суррогаты. Сию минуту этими «шедеврами», конечно, не отравишься, но накопительный эффект у них без преувеличения термоядерный. У белорусских пищевиков совсем иная стратегия. За счет уникальных рецептур и разумных цен произведенные в Беларуси качественные продовольственные товары доступны широкому кругу потребителей как на внутреннем рынке, так и за рубежом.


Западные производители активно затачивают свои технологии под максимизацию прибыли. В отдельных случаях дело доходит до откровенного мошенничества. Не так давно портал Wiadomosci растиражировал информацию о скандале в польском филиале Berg+Schmidt, одной из ведущих европейских компаний по производству и дистрибуции кормовых масел и жиров. Ради снижения себестоимости продукции руководство филиала смешивало недорогие технические жиры с пищевыми. «Модернизированный» корм два года поставлялся на предприятия мясной промышленности. Те, в свою очередь, реализовывали продукцию с повышенной долей вредных для здоровья человека веществ через широкую торговую сеть, пока лавочку не прикрыло следствие.

Отдельная история — так называемые двойные стандарты качества продуктов для стран Западной и Восточной Европы. Тема не новая, но факты отличий в составе одинаковых, на первый взгляд, изделий одного и того же бренда продолжают всплывать вновь и вновь. Уравнять жителей ЕС в правах на пищевую безопасность Еврокомиссия обещала давно, но, похоже, дальше деклараций дело не пошло. В прошлом году Государственная сельскохозяйственная и продовольственная инспекция Чехии обнаружила дешевое пальмовое масло в сухарях американской транснациональной компании Mondelez. Для немецкого и австрийского рынков этот же товар в такой же упаковке производится на основе подсолнечного масла. Для жителей Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Африки пальмовый ингредиент — традиционный продукт. Для европейцев — скорее экзотика. Как известно, диетологи рекомендуют употреблять в пищу то, что произведено из сырья, выращенного в регионе обитания человека.


Руководители крупных корпораций оправдывают «нюансы» в рецептуре вкусовыми предпочтениями жителей тех или иных стран. Аргумент уместен, если речь идет о том, чтобы сделать вкус продукта, скажем, острее или мягче. Но когда в пасту «Карбонара» известной немецкой марки для австрийца добавляют натуральные сырные компоненты, а для венгра — синтетические заменители, впору говорить о «пищевой дискриминации». Цель таких «химических опытов», в общем-то, ясна: повысить прибыль за счет снижения себестоимости.

Продовольственное «неравенство» набирает обороты и в США, что наглядно демонстрирует сама система организации торговли. Есть бюджетные торговые сети, есть элитные, специализирующиеся исключительно на реализации дорогих органических продуктов для небедных покупателей. Расслоение по фактору покупательской способности благополучия рядовым американцам не добавляет. По данным агентства Bloomberg, к 2030 году каждый второй житель страны будет страдать от значительного избыточного веса. Причем четверть населения США ожидает диагноз тяжелой формы ожирения. Причины надвигающейся национальной катастрофы, отмечает Bloomberg, кроются в малоподвижном образе жизни и широкой доступности продуктов питания с минимумом полезных веществ. В то время как альтернативное здоровое питание для многих американцев, отмечают аналитики агентства, — непозволительная роскошь. В немалой степени на формирование пищевых стереотипов влияет агрессивная реклама фастфуда и полуфабрикатов. В топе — жирное, жареное и сладкое. Как невесело шутят оппоненты культа жиров и углеводов, американская культура питания граничит с бескультурьем. Впрочем, маркетологов пищевых компаний последствия одурманивающего пиара заботят в последнюю очередь.


Между тем белорусы в вопросах диетологии вполне подкованы. Наш покупатель подолгу задерживается у витрин продуктовых супермаркетов, внимательно изучая информацию о товаре. Состав, пищевая и энергетическая ценность — определяющие факторы, влияющие на выбор. Предпочтение отдается продуктам, сбалансированным по «натуральности» и калорийности. Как правило, по этим критериям приоритет у белорусских брендов.

Почему так сложилось, вполне объяснимо. Белорусские производители ориентируются исключительно на натуральные пищевые компоненты и научный подход. Во главе угла — здоровье человека. При разработке новых продуктов и совершенствовании имеющихся рецептур специалисты в области здорового питания в качестве основы рассматривают сырье с максимальным содержанием необходимых человеческому организму компонентов, витаминов и минералов. В случае нехватки природных веществ применяются дополнительные обогатительные комплексы. При этом инновационные пищевые технологии, предлагаемые учеными Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию, позволяют выдерживать баланс между качеством и себестоимостью продуктов питания.


За последние годы Беларусь завоевала статус одного из ведущих экспортеров продовольствия. И это вполне закономерный итог совместных усилий аграриев, промышленников и ученых. В самых разных уголках мира знают: если «Сделано в Беларуси», значит, это вкусно, полезно и натурально. Упор на качество и безопасность продуктов питания — своего рода «фирменная фишка» белорусской пищевой промышленности.

t.shchedrenok@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter