Ап! И пумы у ног моих сели

Если ваша собака научилась выполнять команды «сидеть» и «лежать», носить палку и разыскивать домашние тапочки, впереди у вас отличные перспективы если не замахнуться на славу Запашного или Куклачева, то как минимум стать начинающим дрессировщиком. Голова в пасти льва, взмах хлыста – какие еще ассоциации вызывает у вас эта экзотическая профессия?
Если ваша собака научилась выполнять команды «сидеть» и «лежать», носить палку и разыскивать домашние тапочки, впереди у вас отличные перспективы если не замахнуться на славу Запашного или Куклачева, то как минимум стать начинающим дрессировщиком. Голова в пасти льва, взмах хлыста – какие еще ассоциации вызывает у вас эта экзотическая профессия? Чтобы развеять все мифы и догмы, а также лично испытать на себе прелести ремесла «звериного воспитателя», корреспонденты «Р» решили отправиться в столичный цирк. Если зрительный зал пустует, это еще не значит, что свободен манеж. Утро – время тренировок и дрессуры животных. Первым, кого удалось застать на арене, стал заслуженный артист Северной Осетии Борис Лазаров. Он как раз проводил тренировки со своими скакунами, стоя с арапником (так называется в цирке длинный хлыст). Два помощника-берейтора верхом на лошадях так ловко вертелись в седле, выполняя различные акробатические пируэты (на снимке), что нам сразу захотелось попросить у знаменитого дрессировщика его волшебный «инструмент». В распоряжении репортеров «Р» оказались два прекрасных скакуна тракенской породы, выведенной в XVIII веке в Германии. Особенно выделялся темномастный Червяк – такое прозвище вороной скакун получил из-за своего хитрого норова и, как, улыбаясь, пояснил дрессировщик, вертлявости. Всего десять минут длится номер, но чтобы подготовить к нему четвероногих артистов, требуется несколько месяцев, а то и год. Джигиты Бориса Лазарова только что вернулись из Японии, где работали с местными лошадьми. Пока артисты гастролировали, животные, оставшиеся дожидаться хозяев в белорусском цирке, успели подзабыть уроки мастера. Вот почему артистам приходится вновь прилагать усилия, чтобы концертная программа, которая в минском цирке началась 25 марта, прошла без сучка и задоринки. Питомцы Лазарова любят сено, овес, ну а в качестве подкормки обожают морковку, сухари, яблоки и любые овощи, за исключением капусты и свеклы. — Знаете, лошадь — очень умное животное. Заявляю об этом с большой ответственностью, — говорит седовласый дрессировщик. – Ее умственные способности, разумеется, зависят от породы. С крестьянской лошадкой сделать номер невозможно, так же, как и с собакой-дворняжкой. Порода есть порода. Для моей работы самые лучшие скакуны – тракены. Это благородные лошади. Красотою выделяется арабская порода, но она мелковата. А вот пони — самые злые и непредсказуемые лошадки. Легче выдрессировать шесть больших коней, чем этого упрямого карлика. Поблагодарив мудрого дрессировщика и побродив за кулисами, мы обнаружили вольер с табличкой «Осторожно, хищники!». Через несколько минут о своем ремесле нам уже рассказывал 29-летний питерец Дмитрий Кузнецов, а мы восхищались красотой его двухлетней питомицы Ирмы (на снимке). Ласковая пума, урча и мурлыкая, терлась о молодого дрессировщика. Рядом не слишком приветливо щурились от вспышек фотокамеры черный и пятнистый ягуары, буравила черными лукавыми, словно у Багиры, глазами девятилетняя пантера. — Вряд ли вам удастся подрессировать этого хищника, — дружелюбно улыбнулся Дмитрий, услышав о моем предложении перевоплотиться в «звериного воспитателя». – Это меня они воспринимают как большого кота, напоминающего им то ли маму, то ли папу. Ведь приручать их я начинал, когда котята только открыли глаза. Чтобы они стали послушными, первым, кого они должны увидеть, обязан быть человек, а не мама кошка. С этого возраста и начинаются репетиции будущих артистов. Впрочем, репетиции – не совсем правильно. Все-таки речь идет о животных семейства кошачьих, а потому занятия с дрессировщиком напоминают, скорее, игру. Например, кому-то нравится прыгать с дивана на кровать в гостинице, в которой первое время живут маленькие циркачи. Стоит вовремя дать питомцу молока или фарша, и он начинает понимать, чего от него ждут. Так и возникают цирковые номера. Около года уходит на то, чтобы молодой хищник превратился в циркового артиста. Но зрителю гораздо интереснее смотреть не на кошку-переростка, каким предстает новоявленный артист, а на солидного зверя. Поэтому малышу приходится набирать мощь и расти хотя бы до полутора лет. Самое сложное, когда звери, отрепетировав программу, ждут первого выступления. Несколько премьер, рассказывает Дмитрий, котята могут отработать, что называется, на автомате. А после совершенно неожиданно для них оказывается, что в зале сидит несколько тысяч человек, играет оркестр и светят прожектора. Звери могут испугаться такой разительной перемены. Первым питомцем Дмитрия стала пантера. «Начинали мы с нею в Питере», — рассказывает дрессировщик. Еще годика три-четыре — и девятилетняя артистка вынуждена будет уступить номер начинающей Ирме. Двенадцать-тринадцать лет – максимальный стаж для хищного артиста. А после — пенсионный паек, и можно рассказывать о своей бурной цирковой молодости всему зоопарку. В природе дикие кошки обычно доживают до 15 лет, а после многие гибнут от старости и истощения. Молодая пума, которая станет дублером пантеры, уже умеет прыгать через барьеры, с тумбы на тумбу и репетирует прыжки через огненный обруч. На арену, диаметр которой уже несколько веков не превышает 12 метров, звери выходят с огромной радостью. Они привыкли, что там их не наказывают – только гладят, ласкают и кормят. Впрочем, награда, за которую готов работать пушистый артист, сугубо индивидуальна. Ягуар готов выполнить прихоть человека за кусочек говядины. За такой же презент работает и молодой самец пумы. А его сестре мясо, напротив, не очень-то и нужно. Главное, чтобы ее лишний раз погладили, почесали за ушком. Любит ласку и пантера. Ей нравится бегать, играть и даже бороться с дрессировщиком. История последнего номера и вовсе необычна (увы, но зрителю не всегда понятна опасность того или иного трюка). Во время одного из спектаклей пантера уселась на высокую тумбу. Зверь оказался выше уровня человека и на время потерял к нему всякое уважение. Как известно, во время охоты хищники прыгают на добычу с высоких деревьев. Хищница решила броситься на Дмитрия, но тот, не растерявшись, принялся играть с ней. — Я схватил ее за усы,— расска-зывает он, — начал теребить. Мы принялись бороться и кувыркаться. Ее агрессия ушла, а животному это настолько понравилось, что так возник этот номер. На самом деле, когда зверь бросается на человека, у дрессировщика два варианта: либо сдать животное в зоопарк, либо продолжать его воспитание. Рискнув, Дмитрий открыл для себя новый номер и приоткрыл еще одну страничку мастерства профессии дрессировщика. К царапинам и укусам он уже привык. Усатые артисты не всегда это делают со злости. Они все-таки воспринимают дрессировщика как себе подобное существо. Хищники уверены в том, что у него есть зубы и клыки. Поэтому когда царапают, они ожидают ответной реакции. С возрастом дикая кошка уже не способна оценить силу удара. Впиваясь когтями в руку, зверь дает понять, что он доверяет. — Это одна из основ в дрессуре, — утверждает Дмитрий. — На равных с хищником нельзя – он тебя победит и съест. Но если животное тебе не доверяет, значит, от него можно ожидать любого подвоха. Неверный шаг в сторону – и он может атаковать. Иногда зверь ленится выполнять тот или иной трюк. В том и состоит мастерство дрессировщика, чтобы определить настроение зверя и сломать его, не прибегая к кнуту. Значит, следует придумать какой-то хитрый ход, чтобы заинтересовать животное. — Нужно немного почувствовать себя зверем, — рассказывает Дмитрий. — Например, чтобы заставить пуму ходить на задних лапках, мы привязывали к лонже (приспособление, страхующее артистов во время исполнения опасных трюков) обычный веник. Представьте: лежит зверь, а тут у него перед глазами начинает что-то летать. Естественно, лень сразу же проходит, возникает спортивный интерес. Вот он прошел, а тут ему еще и кусочек мяса в награду дают. Дмитрий – артист непотомственный (у родителей, как он считает, нормальная профессия), а вот бабушка блистала на арене. По поводу «ненормальности» циркового ремесла говорит так: — Из-за постоянной кочевой жизни дома мы бываем раз в три-четыре года, и то проездом. Редкий человек добровольно выберет себе такие бытовые сложности и проблемы. Только тот, кто любит цирк и ценит это искусство. Два года назад, когда питерский дрессировщик побывал с гастролями в нашей столице, он оценил доброжелательность белорусской публики: — Мало того, что у вас хороший зритель, он еще и искушенный. Директор цирка Татьяна Бондарчук очень ревностно относится к новым номерам. Она специально ездит их просматривать. Поэтому белорусская публика привыкла к тому, что в минском цирке довольно высокий уровень номеров и программ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter