Антидемпингом по конкурентам?

Любопытное заявление на днях сделал заместитель министра торговли Вячеслав Драгун. Белорусские производители, по его мнению, не используют возможностей антидемпингового регулирования...
Любопытное заявление на днях сделал заместитель министра торговли Вячеслав Драгун. Белорусские производители, по его мнению, не используют возможностей антидемпингового регулирования. «А вместо современной цивилизованной практики больше полагаются на административные рычаги, по старинке обращаются в вышестоящие инстанции и министерства», — с грустью констатировал представитель Минторга. Он также указал, что обращаться по вопросам демпинга предприятиям надо напрямую в МИД.

Лично у меня выступление замминистра вызвало удивление. Неужели азбучные истины современной торговли освоили далеко не все наши производители? Как тут не вспомнить недавние критические замечания Президента по поводу неразворотливости, пассивности некоторых директоров и чиновников? Ведь и впрямь многие инструменты торговых отношений, не противоречащие, кстати, условиям ВТО, сегодня используются вяло. А последствия бывают болезненными.

В очередной раз вспоминаю неприятный сюжет с белорусскими конфетами и печеньем. Когда московский холдинг «Объединенные кондитеры» инициировал запрет на ввоз белорусских сладостей под «всесоюзными» марками. Вдруг оказалось, что львиную долю старых брэндов россияне 10 лет назад «оформили» на себя. Конечно, это был не джентльменский ход, а неожиданная подножка. Но ведь юридически действия московского холдинга оказались безупречными. «Спартак», «Коммунарка», «Слодыч» понесли финансовые потери из–за сокращения экспорта. В выигрыше остались «Объединенные кондитеры». После этого инцидента отношение к торговым знакам в среде белорусских директоров стало более внимательным. Юридические отделы многих компаний поспешили подать заявки на регистрацию брэндов.

А что же истории с антидемпинговыми расследованиями в отношении белорусского экспорта? Неужели они не были взяты на заметку? Ведь на демпинге (т.е. продаже товаров за рубеж по ценам ниже тех, которые установились в стране происхождения товара) наши экспортеры обжигались не раз. Вспомним, как выгодный американский рынок потерял Белорусский металлургический завод. Тогда после завершения антидемпингового расследования министерство торговли США обложило белорусскую стальную арматуру таким высоким сбором, что поставки в эту страну сразу стали нерентабельными.

Не так давно истек срок действия спецпошлины на продукцию «Могилевхимволокна», которая поставлялась на рынок ЕС. В 2002 году Еврокомиссия признала, что волокно из Беларуси продается по демпинговым ценам. И в течение 5 лет экспорт могилевского предприятия облагался дополнительным и весьма ощутимым побором: пятая часть от стоимости поставок.

Вспоминается, как «демпинговым» стал экспорт белорусского цемента в Польшу и стройматериалов в Украину... Примеров наберется целая папка. И нельзя сказать, что к нашим товарам предвзято относятся зарубежные партнеры. Нет. «Поймать» на демпинге в США, ЕС и других странах с развитой экономикой стремятся каждого конкурента. «Ловятся» не только поставщики из Беларуси. Но как же не попасть в переплет?

В МИДе нашим экспортерам дают очень простой совет: проводить политику стабильных недемпинговых цен на зарубежных рынках. Это, кстати, позволит иметь и более высокую рентабельность. Понятно, что практика намного богаче теории. И соблазн чуть снизить цены для того, чтобы просочиться, например, на плотный европейский рынок, бывает велик. Но коммерческий риск оправдывается не всегда. Как поступать в том случае, если расследование началось? Специалисты Министерства иностранных дел рекомендуют заручиться поддержкой специализированных юридических компаний. Стоят их услуги недешево — десятки тысяч долларов. Но жесткие антидемпинговые меры обойдутся еще дороже.

Вот с каким частоколом нюансов приходится иметь дело нашим экспортерам на внешних рынках. Для того чтобы выиграть в конкурентной борьбе, местные производители прибегают к самым тонким, хотя и совершенно законным приемам. А как отстаивают позиции на собственном рынке наши производители? За последние несколько лет защитные меры в Беларуси были применены лишь в отношении двух позиций: мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, а также текстурированные полиэфирные нити. С нового года будут действовать ограничения еще и в отношении импорта украинских ПЭТ–преформ. Скромный «улов»?

«С учетом объемов нашего рынка я бы так не сказал, — рассуждает Вячеслав Бескостый, начальник отдела защитных мер и доступа на рынки Министерства иностранных дел. — Хотя, конечно, в некоторых случаях сами предприятия, отраслевые министерства и концерны могли бы действовать активнее».

По мнению Вячеслава Бескостого, сегодня крайне актуальна иная проблема. По многим товарам (сыр, сахар, свинина и др.) в Беларуси сложился высокий уровень цен. Чем это может обернуться? Чтобы продать свой товар за рубеж, предприятия должны устанавливать соответствующую цену. Но здесь нужно быть предельно внимательным, чтобы не дать почву для новых антидемпинговых расследований.

Как избежать неприятностей? По мнению экспертов, надо снижать цены на собственном рынке. Вопрос: как этого достичь?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter