Анна Пыж: иногда мягкая сила более эффективна, чем открытое бескомпромиссное противостояние

В субботнем эфире телеканала ОНТ появился новый проект «Как посмотреть». И сразу успех, и сразу высокие рейтинги. Он вспыхнул софитами неожиданно, в вечернем прайм‑тайме, более того, выходит вместо привычной программы «Наши новости». О внутрикорпоративной конкуренции, умении всколыхнуть медиарынок и всех удивить мы поговорили с автором и ведущей заметной премьеры — Анной Пыж.


— Анна, вот уже две субботы подряд вы радуете зрителей новым проектом «Как посмотреть». Расскажите, откуда он взялся?

— Руководитель ОНТ Марат Марков бросил нам творческий вызов: а сможете сделать итоговую информационную программу интересной? По сути, речь идет о жанре инфотеймент — развлечение и информирование аудитории одновременно. Принцип не новый, но сложный в исполнении. Тем не менее мы приняли вызов Марата Сергеевича: я как автор и ведущая, редактор Андрей Мохор и наш режиссер Дмитрий Сороко — это костяк. Плюс репортеры, которые с удовольствием подключились к проекту.

— Название крутое, как озарение.

— Примерно так и было. Мы долго думали над названием, крутили что‑то со словами «суббота», «вечер», накидывали варианты, все как‑то было мимо. 
И вдруг кто‑то из нас произнес расхожую фразу: «Но это как посмотреть…» Оп! И щелкнуло — вот оно! 
В этом названии есть все: и наше желание покрутить тему с разных сторон, подойти к ней с самых неожиданных ракурсов, и наша попытка показать многомерность событий — информационный фон сегодня действительно перегружен негативом, но все ли так страшно и плохо на самом деле?

— Понятно, как посмотреть.

— Именно. И журналистам, которые делают сюжеты для нашей программы, сразу из названия понятно, в какую сторону двигаться. Кстати, развлекательный момент в подаче информации их окрыляет. Каждый сюжет — это театр, где актеры не только герои, но и сами журналисты.

— Ключевое слово «двигаться». Смотрела сюжет в вашей новой программе об уходе сети американского фастфуда с белорусского рынка, репортер Ирина Плоцкая прямо молодчинка, много куда ходила и с кем общалась, даже астролога привлекла, чтобы ответить на «важнейший вопрос современности»: уйдет или нет фастфуд?

— Вот вы смеетесь, а у нас сейчас благодаря новому медиаизмерителю есть возможность отслеживать зрительский интерес буквально по минутам. И конкретно этот сюжет вызвал особое внимание. Да и в целом мы довольны цифрами просмотров — пока реакция у зрителей на нашу программу самая положительная.

— Мне чуточку не хватает выводов в ваших сюжетах, покрутили‑посмотрели со всех сторон на проблему, а чем дело закончилось — непонятно.

— Рассказать об уже случившемся событии и сделать выводы — это одна история. Другая — ухватиться за деталь или даже слух. 
Важно ухватить момент и порассуждать о том, что волнует в данную минуту многих. Или предложить неожиданный взгляд на вещи, которые мы и вовсе пропускаем в потоке новостей. 
Например, во втором выпуске программы был сюжет о курительных девайсах, которые беспрепятственно продаются в торговых центрах. И вроде бы по закону ничего не нарушено. А мы задаемся вопросом: «Подождите, а точно в этом все нормально?»

— Видела проморолик проекта на самых крупных торговых центрах: нестандартный ход для телепередачи. Сработала наружная реклама?

— На мой взгляд, сработала. Мы сделали ролик в стилистике, близкой к YouTube, и по отзывам, на него откликнулась даже аудитория 16+, их зацепило динамичное видео. Понятно, что всех подростков мы не достанем из интернета, надо реально смотреть на вещи. Но аудиторию 25+, 30+, думающих молодых людей, которым сложно вписаться в контекст тяжеловесных информационно‑аналитических программ, но держащих руку на пульсе, мы бы очень хотели привлечь. Для этого пытаемся все 45 минут делать программу плотной и забойной по каждому пункту, чтобы следующий сюжет вытекал из предыдущего. Это сложно, но возможно.

— Анна, при этом вы остаетесь репортером пула ­Президента? Как все успеваете?

— Я больше десяти лет на телевидении, так что закалка у меня о‑го‑го. Заведую отделом политических обозревателей. По‑прежнему работаю с Главой государства. В пул приходила постепенно, из репортеров, что позволяло мне со старта делать более живые материалы, не в классическом «паркетном» ключе. Меня всегда интересовал нестандартный взгляд на человека, прежде всего. Если помните, была такая программа на ОНТ «Двое из Дворца»: будучи одним из ее авторов, я уже там пробовала показать немного больше, чем это принято в классической «паркетной» журналистике и в традиционных новостях. 

Политический жанр ведь очень широкий. 
Журналист при любых обстоятельствах должен стараться рассказать людям о людях, ничего интереснее и важнее этого нет. А работа в пуле ­Президента — хорошая возможность наработать опыт и расширить кругозор. 
Пока запала и энергии хватает на все.

— После событий 2020 года как изменился запрос телезрителей, какие новости они хотят смотреть?

— Сегодня ценится авторская журналистика. Есть запрос на мнение, на трактовку информации. Другой вопрос, как это делать. Считаю себя человеком широких взглядов, поэтому категоричность ярких фраз и жестких лозунгов не в моей природе. Иногда мягкая сила бывает более эффективной, чем открытое бескомпромиссное противостояние. Поэтому наш новый проект «Как посмотреть» ничего не навязывает зрителям, скорее приглашает критически осмысливать факты и оценивать их с разных точек зрения. 
Помните, наши уехавшие граждане как‑то активно писали из‑за границы, что смотрят на фотографии Минска, город с их отъездом опустел, практически умер, людей на улицах нет, все в серых и унылых тонах. Это называется выдавать желаемое за действительное. 
А факты таковы: мы с вами встречаемся сегодня в переполненном людьми торговом центре. Жизнь — вот она такая, она продолжается, елки наряжаются, люди веселятся. Остались ли недовольные? Наверняка. Пройдет какое‑то время, и они вновь о себе заявят? Не знаю. Надо жить и делать что‑то для того, чтобы завтра было лучше. Если ты на своем месте, будучи журналистом, прорабом или врачом, приложишь к этому хоть какие‑то усилия, то, наверное, станет лучше. А только ходить и кричать на всех углах о том, как у нас здесь все плохо, — это точно не выход.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter