Читатель, конечно же, узнал перефразировку знаменитого «Анкор, еще анкор!»... «Анкор» по–французски значит «еще». Есть такая знаменитая картина о жестокости, порожденной пустой и бесцельной жизнью. «Анкор, еще анкор!» — бесконечно командует офицер с картины Федотова, дрессируя измученную собачку. С тех пор эта фраза используется для обозначения постоянного, бессмысленного повтора, дежа–вю. А анчар — это «древо яда», растущее на Востоке...
Постоянный и бессмысленный повтор жестоких событий — в геополитическом ракурсе — в наши дни вновь происходит на Ближнем Востоке. Сегодня информационным поводом стал Ливан. Увы, символ страны — ливанский кедр — истекает в эти дни не знаменитой благоухающей смолой... Вспоминается описанное Пушкиным «древо яда», анчар, к которому некий царь посылает своего раба за ядовитыми стрелами, «И с ними гибель разослал/ К соседям в чуждые пределы»... После Ирака, Палестины — «Анчар, еще анчар!»... В какие «пределы» собралась послать гибель неожиданно, как черт из табакерки, объявившаяся радикальная группировка «Фатх ислам», давшая в эти дни бой правительственным войскам Ливана?
Гибель, которую пытаются разослать «к соседям в чуждые пределы», и заставляет меня писать эти строки. Потому что все в этом мире взаимосвязаны. Пусть большинство из нас в эти чудные майские деньки и думать не думает о неких там боях на юге, а уж сообщение «Евроньюс» о 40 погибших в североливанском городе Триполи и вовсе пропустили мимо ушей... И все же. Мы не можем не думать о том, что сегодня в мире происходит борьба — не за ресурсы, это всего лишь следствие. А основа — ценности, для поддержки которых нужны ресурсы. С одной стороны, ценности человеческой личности, право человека на жизнь. С другой — право на жизнь одного человека со стороны другого человека. Именно в этом, кстати, философский смысл пушкинского произведения: анчар — это аллегория отрицания посягательства на человеческую жизнь, на его индивидуальность. Наша культура глубоко гуманистична.
Надо признать, что сегодня этой культуре противостоит другая. То, что происходит сегодня и в Ливане, и в соседних Ираке, Палестине, пугает как раз безразличием, если не сказать, презрением к человеческой жизни. Убивают сотнями. Убивают свои своих. Убивают сегодня одного соседа, а завтра, объединившись с родственниками жертвы, идут на погром другого соседского дома. Третьего, четвертого... Неужели люди запрограммированы на самоуничтожение?
Некоторые аналитики отвечают на этот вопрос утвердительно, правда, неизменно кивают при этом на «заокеанского дядюшку» — дескать, это ему выгодно устроить в регионе полный межнациональный «раздрай», перессорить, «перевоевать» всех со всеми, одним словом, «разделяй и властвуй»... Мне эта версия событий в энергетическом «центре мира» кажется слишком уж примитивной. Не спорю, что Запад не сильно убивается по поводу ежедневно погибающих в терактах 50 иракцев и не будет носить траур по погибшим в эти дни 40 ливанцам. Но чтобы это входило в расчеты? Смерть не поддается рациональному прогнозированию, следовательно, препятствует серьезному бизнес–планированию. То, что неразумно, — невыгодно. Такова логика безнравственного мира, и при всех издержках прагматизма она все же привлекательна именно здравым смыслом. «Я мыслю, — значит, существую».
И напротив, то, что несут сегодня новые идеологи бесконечной битвы, — это рабское, бессмысленное послушание. «Анчар, еще анчар!» — звучит команда, и вот уже ядовитые стрелы летят в «чуждые пределы» не только у себя в регионе, но и в среде нашего с вами обитания — на пляжах Антальи, у Красного моря в Египте, в метро европейских столиц...
Кстати, в ходе столкновений ливанской армии с исламистами на северной окраине Триполи ликвидирован один из членов группировки «Исламский фатх», готовивший вместе с соплеменниками серию взрывов на центральном вокзале Кельна... Заложенные в составы бомбы должны были сработать одновременно во время движения составов и не взорвались лишь благодаря технической ошибке, допущенной террористами при их сборке. Анчар, еще анчар?
Анчар, еще анчар!..
Читатель, конечно же, узнал перефразировку знаменитого «Анкор, еще анкор!»... «Анкор» по–французски значит «еще». Есть такая знаменитая картина о жестокости, порожденной пустой и бесцельной жизнью. «Анкор, еще анкор!» — бесконечно командует офицер с картины Федотова, дрессируя измученную собачку. С тех пор эта фраза используется для обозначения постоянного, бессмысленного повтора, дежа–вю. А анчар — это «древо яда», растущее на Востоке...