Анатомия обмана

Как мошенник находит жертву
Как мошенник находит жертву

«Энциклопедия» мошенничества регулярно пополняется сотнями новых относительно честных и абсолютно бесчестных приемов отъема денег. Неизменным в «технике» афер осталось лишь одно: игра на самых тонких струнах человеческой души. Но как мошенники находят ключ к жертвам? Не ответив на этот вопрос, невозможно раскрыть преступление. Сегодня на помощь сыщикам приходит оперативная психология — наука об анатомии обмана.

На грош — горсть пятаков

В 95 случаях из 100 двигатель обмана — жажда халявы. Банальная жадность — прочный фундамент для всякого рода «пирамид» и «лохотронов». Конечно, за последнее десятилетие симпатий к проектам вроде «МММ» заметно поубавилось. Впрочем, и сеятели с «поля чудес» (просьба не путать с популярной телепередачей) не спят в шапку. Девиз афериста: «Хочешь оставаться на плаву — периодически меняй имидж!» Причем в какой ипостаси — «слепого» Паниковского или лощеного франта — мастер перевоплощения предстанет перед жертвой в следующий раз, предугадать невозможно.

— При этом объединяет авантюристов всех мастей особый дар входить в доверие, — старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Академии МВД Петр Будников долгие годы исследовал особенности «артистических» личностей. — Вершина мастерства — до такой степени обаять жертву, чтобы она сама принесла желаемое на блюдечке с голубой каемочкой. Сейчас в моде термин «нейролингвистическое программирование». Так вот мошенники разного калибра этим методом умело пользуются. Определенный набор слов может запрограммировать человека на вполне конкретные действия, включенные в сценарий мошенника. С психикой жертвы происходит любопытный фокус: опытный манипулятор внушает собеседнику мысли, которые тот впоследствии принимает за порождение собственного ума. Несколько «сеансов» — и в прожженном пройдохе вы видите лучшего друга, а в пустой идее — прибыльную сделку. А почему, как думаете, мы так охотно надеваем розовые очки? Заглянем в подсознание. У каждого там живет мечта. И вот на горизонте появляется тот, кто готов ее вам подарить, причем с вашей стороны нужно приложить минимум усилий. Как говорится, на грош предлагается горсть пятаков. Что вызывает такое предложение? Конечно же, самую сильную симпатию.

Семь пятниц на неделе

Самое время вспомнить эпопею одного минского мошенника, метко прозванного оперативниками Гипнотизером. На счету ловкача — десятки запутанных схем. Каждый новый замысел оказывался еще более дерзким, нежели предыдущий. В уголовном деле Гипнотизера есть эпизод, когда он выбрал объектом криминального внимания одну из предыдущих жертв. В первый раз комбинатор надул простофилю с трудоустройством, а во второй — обвел вокруг пальца с фальшивым бизнес–планом. Какими же сверхъестественными способностями нужно обладать, чтобы заставить уже единожды обманутого вновь клюнуть на удочку?

— Никакого колдовства, — утверждает Петр Будников. — Все и проще, и сложнее. Живущие обманом — великолепные коммуникаторы. Благодаря врожденному таланту читать в человеческих душах они дадут сто очков вперед даже опытному психологу. Им прекрасно известно: удобнее всего «атаковать» ближнего в момент его внутреннего смятения. В состоянии стресса мы не можем обдумывать свои поступки. Для опытного душеведа пробудить те или иные эмоции ничего не стоит. Причем для этого требуется совсем немного времени.

Не так давно Петр Александрович консультировал оперативников по делу, получившему довольно широкий резонанс. Напомним фабулу. Периодически в минских обменных пунктах появлялся элегантный молодой человек, словно с обложки модного журнала, менял российские рубли на белорусские, а после его ухода кассиры обнаруживали крупную недостачу. Главная интрига в том, что работницы банков добровольно отдавали клиенту деньги. Причем визиты незнакомец наносил строго по пятницам — около 4 — 5 часов дня. Об этой серии происшествий «СБ» уже писала, однако технология обмана долгое время оставалась за кадром.

Вошел в образ, вышел с капиталом

Что же происходило по одну и по другую сторону окошек касс?

— Как психиатр могу сказать: первое впечатление о человеке создается за 90 секунд, — изучив детали, Петр Будников сумел раскрыть карты преступника. — Чтобы закрепить эффект, требуется еще минут 8 — 10. В течение этого времени красавец мужчина пытался сосредоточить внимание кассиров, молоденьких девочек, на чем угодно, только не на деньгах. Козырял знакомством с большими начальниками и даже звонил якобы кому–то из руководства банка, отвешивал комплименты. Последнее, заметьте, очень ко времени. Накануне уик–энда в голове любой девушки — сплошная романтика. Прибавьте к этому приятнейшую улыбку, мягкий тембр голоса, изысканные манеры, костюмчик с иголочки. Этот «джентльменский набор» действовал безотказно. Через несколько минут жертва была полностью во власти искусителя. Под действием криминального обаяния купюры, протянутые мошенником, кассирши пересчитывали механически, словно во сне (в психиатрии это называется состоянием транса, когда фокус внимания человека обращен внутрь себя), не запоминая результатов счета. А взамен убаюканные сладкими речами (вспомним о нейролингвистическом программировании) девушки выдавали требуемую сумму.

Стандартный синдром

Есть еще одна любопытная форма обмана, так сказать, коллективная. Кажется, что в толпе мы сильнее и на людях нечего опасаться неприятных неожиданностей. Стадный синдром может сыграть дурную шутку. Театр одного (но какого!) актера развернулся как–то в холле минского роддома.

— Мужики, беда–то какая! В родильном отделении прорвало канализацию, — человек в белом халате замер в ожидании реакции счастливых отцов.

Папаши тут же полезли в карманы за кошельками. Каждый отстегнул, кто сколько мог. Через пару дней один из «благотворителей» поинтересовался у персонала роддома: мол, как трубы, починены? В ответ услышал: «Да они и не ломались».

— Когда в нашей жизни случаются значимые события и мы на пике эйфории, утрачивается способность критично оценивать происходящее, снимается защита, — расшифровывает механизм обмана Петр Будников. — Человек открыт — и для хорошего, и для плохого.

Из того же ряда некоторые психологические тренинги, на которые их завсегдатаи ходят как на работу. Такие занятия, предупреждает Петр Будников, ничего общего с лечением не имеют. Голый бизнес. К тому же вредный. Профессиональный психотерапевт, заметив ободряющие симптомы, обрезает пуповину, соединяющую врача с пациентом, и пускает излечившегося в самостоятельное плавание по жизни. У тренеров–шарлатанов, изображающих из себя всеведущих светил, другая задача: привязать покрепче. Способ? Не решить проблему, а загнать ее еще глубже внутрь. Нужны вам такие занозы в сердце?

Справка «СБ»

Самые изощренные случаи мошенничества

В марте 1925 года один авантюрист прочел в парижской газете заметку о том, что Эйфелева башня находится в ужасном состоянии и городские власти подумывают о ее демонтаже. Он тут же снял номер «люкс» и пригласил туда пятерых крупных торговцев металлоломом. На уловку попался состоятельный делец из провинции и выложил проходимцу кругленькую сумму.

Художник Том Картинг 30 лет надувал знатоков, выдавая свои картины за творения великих мастеров. Мошенничество открылось случайно, когда один из гостей Картинга увидел в мастерской мошенника незаконченное «полотно Микеланджело».

Некий Артур Фергюсон обманул известного в Америке банкира Тексана, сдав ему в аренду Белый дом сроком на один год за миллион долларов. Фергюсон сумел убедить банкира, что таким образом американское правительство намерено сократить расходы на содержание президентской семьи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter