На чем основывается активность предпринимателей Петриковщины?

Анатолий Пискун успешен потому, что много работает

В ПОЛЕШУКАХ всегда подкупала их предприимчивость. Эффективно использовать эту черту научились владельцы малого и среднего бизнеса Петриковщины. В прошлом году они фактически вдвое увеличили экспорт, поставив продукции почти на 1,8 миллиона долларов. Пополнился тем самым и районный бюджет на 40,1 миллиарда рублей. На чем, давайте попробуем разобраться, основывается такая активность предпринимателей?



Признаем, экономика Петриковского района никогда ничем приметным не отличалась. Даже в сравнении с соседними Мозырским или Калинковичским районами, где есть крупные производственные предприятия. Главный ресурс Петриковщины — уникальная природа. Следовательно, бурное развитие в течение нескольких прошедших лет получил туризм, хотя львиная доля предпринимателей все же была занята в розничной торговле.

Пропорция нынче изменилась. Из зарегистрированных в районе почти полутысячи субъектов малого и среднего бизнеса 40 процентов предприятий — промышленные. Их специфика — деревообработка и заготовка дикорастущей продукции.

Лично мне особенно импонирует последний случай, когда можно делать деньги из того, что буквально лежит под ногами. И, если не лениться, их просто надо уметь поднять, не ожидая «допинга» из бюджета, не уповая на сиюминутный приток инвестиций извне.

От этого, к примеру, отталкивался предприниматель Анатолий Пискун. Его организация на рынке дикоросов уже девятый сезон. Свое дело Анатолий начинал самолично с малого: ездил на фургончике по деревням, скупал у населения грибы-ягоды, затем продавал. Так потихоньку «раскрутился» до собственного цеха по переработке ягод. 140 тонн дикоросов экспортирует в Европу, а более 1000 тонн — в Россию. Причем в прошлом году даже поставки в страну-соседку возросли в 4,5 раза, во столько же — приток валюты. Экспорт вырос на 290 (!) процентов. С охотой, достойной подражания, предприятие методично занимает на рынке Москвы ниши, высвобожденные от поставок аналогичной продукции из-за рубежа (ввиду экономических санкций). В планах – глубокая переработка сырья (джемы, соки), а значит, и более высокая добавленная стоимость.

Пример Анатолия красноречив: хочешь жить — умей вертеться. Хочешь быть успешным — будь им. Хочешь, чтобы твои дети посещали бассейны, учились в музыкальной школе, занимались фигурным катанием – подумай как, на дикоросах, на оказании услуг, на стрижке овец, в конце концов, заработать деньги. Самому, своим умом и головой, не ожидая, что придет добрый дядя-государство и даст тебе все, что душа пожелает. Особенно актуально это в разрезе самой идеи развития Припятского Полесья и госпрограммы, благодаря которой семь районов Гомельской и Брестской области должны получить второе дыхание. И рассчитывать в этом деле стоит как на государственные, так и на частные инвестиции, а значит — развивать предпринимательство. Как ни крути, частник как субъект хозяйствования – это налоговые вливания в бюджет, создание новых рабочих мест, следовательно – улучшающаяся демографическая ситуация на местах. Ведь в районах, базовых для одноименной госпрограммы, к сожалению, численность населения пока не увеличивается. Наоборот — немного снижается.

Твердо стоящий на ногах предприниматель — интерес макроэкономический. Тем более, что до конца года в целом по стране мы должны иметь одну треть в ВВП от малого и среднего бизнеса. Цифра эта, конечно, не сравнима с показателями вклада предпринимательского сектора в экономику страны развитых европейских государств в 60—70 процентов. А благоприятные условия для создания собственного дела в Беларуси есть. Главное — найти сферу приложения своих устремлений.

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter