Почему электромобили становятся все более популярными

Ампер теснит баррель

На минувших выходных побывал на АЗС — эта регулярная процедура неизбежна для тех, у кого есть автомобиль. Наблюдая, как из раздаточной колонки стремительно убегают в топливный бак «литры-рублики», задумался: а ведь эта зависимость-то от солярки уже хроническая. Более того, она еще и дорогостоящая — топливо медленно, но уверенно прибавляет время от времени в цене. Выезжая с территории автозаправки, увидел в потоке машин на трассе резво двигавшийся электромобиль в крайнем левом ряду: невозможно было не заметить прогремевшую на весь мир модель с характерным и ярким дизайном.

Сеть электрозаправок растет.
Фото ПО «Белоруснефть»

Подумалось, везет же людям, не надо заезжать на АЗС, бороться с неисправностями двигателя и топливной системы, проходить дорогостоящее техобслуживание. Про экологию я уж вообще молчу: вредных выбросов — ноль, никаких подтеков под днищем от неисправной трансмиссии, двигателя, трубопроводов. Чем не вариант для ближайшего будущего?

С запасом хода у Андрея сейчас проблем нет.
Вспомнил своего давнего знакомого: Андрей одним из первых привез в Беларусь из-за океана небольшой японский электромобиль с батареей емкостью всего 18 кВт, которая, однако, обеспечивала от одной полной зарядки пробег 160 километров — в свое время эта цифра производила серьезное впечатление. Как обстоят у него дела, каковы накопившиеся впечатления и опыт? После звонка выяснилось, что «японец» спустя шесть лет эксплуатации недавно продан и с успехом трудится в качестве такси в одном из областных центров, а Андрей — уже счастливый обладатель электрокара, производитель которого является одним из главных законодателей мод в этой сфере. Решил сэкономить: купил на аукционе в США машину 2013 года выпуска с пробегом 140 000 миль, требующую определенных кузовных работ — побывала в небольшой аварии. Подобная практика довольно распространена у белорусов и не только: стоимость кузовных запчастей за рубежом делает такую схему довольно выгодной. На аукционе машина стоила 10 000 долларов (около 23 600 рублей), налог аукциона и доставка составили 3000 (7080 рублей), общая стоимость ремонта и запчастей потянула еще на 4000 американских единиц (9440 рублей). Растаможка (15% от стоимости) и 20% НДС — 3500 долларов (8260 рублей). Приятная новость: с принятием Указа «О стимулировании использования электромобилей» Андрею полагается возврат НДС в размере 500 базовых величин — это положение распространяется на тех, кто приобрел электромобиль до принятия документа.

Все, как говорится, езди и радуйся. А радоваться есть чему: батарея емкостью 60 кВт обеспечивает уже пробег порядка 300—320 километров летом и около 250 километров — зимой. С «заправкой» Андрей проблем не испытывает: живет возле гипермаркета, где всегда свободна экспресс-зарядка. Погулял по магазину минут 30—40 — и, как говорится, «полный бак». Дома тоже можно заряжаться, но обычная 220-вольтовая сеть сможет зарядить батарею такой емкости полностью лишь за сутки. На крайний случай и это вариант: протянул удлинитель из частного дома во двор — и заряжайся не торопясь. Вообще, по мнению Андрея, имея такой запас хода, по республике можно передвигаться уже вполне уверенно: предыдущая машина с зарядкой на 160 км вызывала в этом отношении некоторые опасения. Да и зарядных станций прибавилось: по стране их насчитывается порядка 360. Что самое интересное, большинство из них пока бесплатные: теперь становится понятно, почему в ответ на вопрос о стоимости «топлива» Андрей сначала загадочно улыбался. Использует ситуацию на законных основаниях и уверен, что больше никогда не вернется к архаичным «тарахтелкам» и «коптилкам».


По информации Анатолия Котлярова, руководителя Группы перспективного развития новых энергетических технологий ПО «Белоруснефть», по всей Беларуси по состоянию на сегодня успешно функционируют 264 зарядные станции предприятия. К 2024 году в планах — развитие сети супербыстрых электрозаправок.  

Какой же будет стоимость услуг? Согласно тарифу, определенному Министерством антимонопольного регулирования и торговли, государство продает электроэнергию для целей заряда электромобилей по цене 15 копеек (без НДС) за 1 кВт/час. Но это отпускная цена не для физических лиц, а для юридических, которые оказывают услуги по зарядке электромобилей.

Принятие указа о стимулировании использования электромобилей, одним из пунктов которого является аннулирование НДС при покупке электромобилей, особенно выгодно для белорусов сейчас, когда многие автопроизводители выводят на рынок электрокары для массового сегмента. Анатолий Котляров отметил, что соответствующая инфраструктура для электротранспорта на дорогах в нашей стране продолжает стремительно развиваться. Очевидно, что в этой сфере будет работать не одна сеть — развитие конкуренции неизбежно, что будет положительно влиять на цену и качество услуг.
Теперь удобный, выгодный в эксплуатации и безвредный для окружающей среды транспорт станет еще доступнее, а к 2022 году, по обновленным прогнозам, и вовсе сравняется в цене с привычными нам автомобилями. Можно предположить, что уже к 2025 году на электромобили смогут пересесть до 100 тысяч водителей.
А КАК У НИХ?

Наши соотечественники Галина и Дмитрий живут и работают в Ирландии. Четыре года назад приобрели двухлетний японский электромобиль популярной модели с батареей емкостью 24 кВт. Запас хода — в диапазоне от 125 до 145 км на одной зарядке (в зависимости от характера эксплуатации, погодных условий и т. д.). После четырех лет пользования запас хода практически не изменился, утверждает Галина. Живя за городом, они ежедневно проезжают по 70—80 километров до работы и обратно. Стоимость машины на момент покупки составляла 19 000 евро, а новая обошлась бы в 28 000. Конечная цена для покупателя электромобиля в Ирландии, рассказывает Дмитрий, формируется следующим образом: цена от производителя (в нашем случае 35 000 евро) минус государственная субсидия в размере 7000 евро (на данный момент) независимо от марки. Для не полностью электрических машин (гибридов) государственная субсидия меньше — 3000 евро. А в целом в Ирландии машины стоят недешево из-за высоких импортных налогов. На покупку подержанных автомобилей, к сожалению, субсидия не распространяется. Но в нашем случае, продолжает свой рассказ Дмитрий, дилер предоставил нам бесплатный бонус в виде установки трехфазной домашней станции, которая позволяет полностью зарядить машину за 8 часов. Бесплатную установку такой зарядки для подержанных машин также субсидирует государство. А новые электромобили продаются с установкой бесплатных домашних станций по умолчанию.

Галина и Дмитрий: следующий автомобиль — только электрический. 

Величина дорожного налога в Ирландии может достигать 1700 евро в год. Но для электрических машин он минимален и составляет 120 евро в год, делится информацией Галина. Государство также предлагает очень выгодный вариант покупки электромобиля для коммерческого использования: субсидия в этом случае может достигать 30%, в зависимости от вида бизнеса.

В ряде случаев электрокары получают льготы как по условиям парковки, так и по стоимости зарядки, продолжает Дмитрий. Например, медленная зарядка может быть бесплатной. А многие компании, университеты, гостиницы, аэропорты и прочие учреждения имеют свои бесплатные станции. В Ирландии все автомагистрали платные, но для владельцев электрокаров плата за использование таких дорог в полтора раза меньше.

Для владельцев электрических машин в Ирландии нет субсидий по тарифам на электроэнергию. Но Галина и Дмитрий используют ночной тариф, и в год стоимость «топлива» тогда составляет около 100 евро, в то время как заправка дизелем или бензином обошлась бы в 4000 — выгода для кошелька вполне ощутимая. Хозяева электрического «японца» отмечают: машины с большей автономностью хода обладают неоспоримыми преимуществами. Поэтому все чаще приходится задумываться о покупке нового электрокара, который позволит ездить не только на работу, но и в дальние путешествия.

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter