Супербоул - идеальный пример переплетения шоу-бизнеса, спорта и коммерции

Американская скрепа

Несколько лет назад я встретился со своим школьным другом в Москве. Он давно эмигрировал в США, и наша встреча была долгожданной. Командировка американского гостя совпала с Супербоулом. По этому поводу другом была раздобыта бутылка невероятно дорогого виски. «Но, Павел, — удивляясь покупке, уточнил я. — Мы точно будем смотреть Супербоул? Ты же не фанат американского футбола. Вспомни, как мы не пропускали ни одной игры нашего «Динамо». «Это давно не просто спорт, — ответил Павел. — Супербоул — это что-то вроде новогоднего «Огонька», который, по крайней мере раньше, смотрели все. Финальный поединок по американскому футболу тоже смотрят все: домохозяйки, арестованные, глубокие старики, женщины и дети. Многие из них могут мало интересоваться спортом. Особенно американским футболом, в котором слишком много пауз».
То самое яйцо из рекламы.

Тем не менее аудитория Супербоула в США — это более 100 миллионов человек, ни один решающий поединок НХЛ или НБА и близко не может мечтать о таком показателе. За пределами США, конечно, Супербоул смотрят с большей прохладцей — американский футбол остается больше внутренней историей, как хоккей с мячом в России или в Швеции. Супербоул — это настоящая американская скрепа. Здесь переплетаются сверхуспешный бизнес, яркое шоу и собственно спорт, который в США имеет особую популярность (даже игры в соккер — европейский футбол — нередко собирают по 50 — 60 тысяч человек). К этому матчу в США начинают готовиться чуть ли не за год до его проведения. Это не только самый коммерчески успешный поединок в игровых видах спорта на американском телевидении, но и в целом самый успешный телепроект в стране. К Супербоулу рекламодатели начинают готовиться заранее: даже голливудские киностудии приурочивают премьерные трейлеры долгожданных блокбастеров. Майкл Джексон, Бейонсе, Леди Гага — главные звезды шоу-бизнеса считают за честь выступить на 12-минутном шоу и, поверьте, не торгуются за свой гонорар. Да что там говорить — некоторые готовы выступать бесплатно.

Размещение 30-секундного рекламного ролика в ходе телетрансляции стоит более пяти миллионов долларов (!). При этом почти все видео эксклюзивно сняты именно для Супербоула: для компаний является делом чести снять наиболее креативную рекламу. Только для своего промо в рамках Супербоула несколько корпораций использовали звезд вроде Киану Ривза или Синди Кроуфорд. Мощные кампании были отмечены и в интернете. Например, фанаты мультфильма «Губка Боб» собрали около полутора миллионов подписей за исполнение в ходе предматчевого шоу одной из песен из этого фильма (в одной из серий Губка выступал на мультипликационном аналоге Супербоула), но дальше всех пошел провайдер развлекательного контента в интернете Hulu. Дело в том, что более месяца назад в сети инстаграм появилось изображение... яйца в одном из постов неизвестного автора. Он призывал ставить лайк и собрать рекордное количество одобрительных символов за все время существования сети. Людям понравилось, посыпались миллионы лайков, и рекорд, принадлежащий американской модели Кайле Дженнер, очень быстро пал. История с яйцом попала на первые полосы СМИ. Что дальше? Во что это выльется и что за тайна стоит за этой публикацией? Во второй публикации яйцо начало трескаться, далее трещины пошли сильнее, а в завершающей на ее месте появился шов, идентичный шнуровке мяча в американском футболе. Именно через такую интригу интернет-провайдер прорекламировал свою вовлеченность в Супербоул. Доход от сверхуспешной публикации высчитать непросто, однако американские эксперты определили отдачу от наиболее удачных рекламных публикаций в сотни миллионов долларов. У Супербоула есть и такая, возможно, даже главная сторона.

Я не зря написал про историю с яйцом в инстаграм. В основе успеха данной публикации лежит идея с большой буквы. Успешные маркетинг и пиар — это не только образование и способности, но и желание непрерывно следить за лучшими мировыми идеями.

Иван КАРАИЧЕВ, специалист по связям с общественностью, преподаватель спецкурса по спортивному PR в БГУ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter