Поможет ли мясное животноводство экономике Россонского района?

Альтернатива для Придвинья

2. Взять быка за рога

В ОРШАНСКОМ районе из-за полей леса не видно, а в Россонском наоборот: сельхозугодья всего 10 процентов от общей площади. Да и те природа обделила плодородием. Практически нет современных животноводческих помещений — всего один молочно-товарный комплекс, возведенный 10 лет назад. В интеграционные структуры Витебской области ни одно из хозяйств не попало. И это объяснимо. Хорошей сырьевой базы для переработчиков здесь не создашь. Крупные молочно-товарные, откормочные для КРС, свинокомплексы или птицефабрики построить нереально из-за отсутствия инвестиций. Значит, ставку надо делать на существующий потенциал. Каковы пути более эффективного его применения? Можно ли по-иному работать на здешних землях, чтобы получить большую отдачу? Об этом второе письмо обозревателя «СГ» из Витебской области.


ВЛАДИМИР Быков стал председателем Россонского райисполкома полгода назад. Сразу обратил внимание на земли. Пашня в среднем – 19 баллов. Есть и поля с 15—16 баллами. Как известно, если плодородие менее 18 баллов, то вести сельхозпроизводство не рекомендуется. Поэтому районное руководство намерено внимательно изучить все угодья и, возможно, самые слабые участки передать лесному хозяйству. Так, глядишь, появится возможность больше средств вкладывать в лучшие земли.

Району для успешного ведения животноводства нужно примерно 5000 тонн фуражного зерна. В этом году всего получили 8800. К тому же в бункерном весе. Отбросим 10 процентов на сушку, очистку — и получится меньше 8000 тонн. А ведь есть еще госзаказ, семенной, страховой фонд. Плюс часть надо вернуть за долги. И в итоге на корм скоту осталось только 1300 тонн.

Конечно, 20 центнеров с гектара, которые получают на тамошних землях, — мало. Надо было бы подтянуться. Но если будет и 30, на зерне сильно не разбогатеешь. К тому же высокие урожаи пока получить невозможно из-за отсутствия денег на закупку минеральных удобрений. Поэтому ставку надо делать на травы, повышать их потенциал.

Владимир Быков пояснил мне такую стратегию сельхозпроизводства. В южной части, примыкающей к Полоцкому району, где больше полей, сосредоточиться преимущественно на молочном животноводстве. В северной, где преобладают леса и лишь небольшие вкрапления полей, отдать предпочтение мясному животноводству.

На производстве молока специализируется КУП «Селявщина». Здесь треть всего районного стада. Но, к сожалению, надои на уровне 3 тысяч килограммов от коровы за год. Хотя именно здесь единственный в районе современный молочно-товарный комплекс. Почему так мало? Заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Раиса Дивульская поясняет: для повышения надоев коровам надо давать концентраты. А их мизер. В этом году в «Селявщине» получено 2000 тонн зерна при урожайности 21 центнер с гектара. После расчетов с долгами, реализации по госзаказу, закладки семенного фонда на фуражные цели осталось только 450 тонн. По подсчетам специалистов, надо 3000 тонн, то есть в полтора раза больше, чем собрано вообще. Правда, в лучшие годы валовой сбор доходил до 4000 тонн. Если выйти на такой уровень, ситуация с комбикормами улучшится. 

Травяных кормов, наоборот, избыток. С прошлого года осталось почти 5000 тонн. Но, считает Раиса Дивульская, проблема в качестве. Растягиваются сроки уборки трав, поэтому в сенаже недостаток питательных веществ. Отсюда и низкий выход готовой продукции. Почему так происходит?

Исполняющий обязанности директора «Селявщины» Сергей Рубис поясняет: не хватает кормоуборочной техники, она сильно изношена, на новую нет денег. Правда, в этом году по ходатайству Владимира Быкова за средства областного бюджета удалось приобрести новую косилку. Грабли купили в рассрочку. Полоцкий молочный комбинат выделил в долг деньги на первый взнос, и хозяйство купило в лизинг новый кормоуборочный комбайн. Поэтому, полагает руководитель, в следующем году проблем на заготовке кормов будет значительно меньше.

Однако жизнь требует менять и структуру площадей. Здесь уже сделан первый шаг. Если раньше кукурузы сеяли 500 гектаров, то в этом году 350, а освободившиеся площади отвели под бобовые, которые дают больший эффект. Такая же тенденция и в целом по району. Кукурузы вместо тысячи гектаров сеяли 750.

Головной болью руководства района стал недостроенный молочно-товарный комплекс на 1200 голов в ОАО «Клястицы». Готовность его всего 40 процентов, никаких работ давно не ведется. Нужен инвестор. Возможно, стоит передать хозяйство в одну из интеграционных структур области.

СЕЛЬХОЗФИЛИАЛ ОАО «Россонский агросервис» в северной части района, рядом с российской границей. Сельхозугодий мало, земли низкоплодородные. Надой от коровы за год 3200 килограммов. Постоянная нехватка кормов, в прошлую зимовку концентратов вообще не было. Теперь зерна немножко есть, но до полной потребности далеко. Жизнь подсказывает, что в таких условиях надо делать ставку на мясное животноводство

Суть его такова. С 15 июля по 15 сентября обычных малопродуктивных коров покрывают семенем производителей мясных пород. Через 9 месяцев получают приплод, коров вместе с телятами выпускают на пастбище. Молодняк находится на подсосе и одновременно кормится травами. При минимальных затратах получаются хорошие привесы. 

Но есть нюансы. При мне развернулась дискуссия между директором агросервиса Владимиром Фесиным и Раисой Дивульской.

Фесин задается вопросом: да, около полугода скот подержим на пастбище, но придет осень, зима, надо куда-то его ставить, наладить откорм. А как это сделать при нехватке зерна?

Дивульская соглашается: проблема есть. На ферме «Голубово» этого предприятия когда-то занимались мясным животноводством. Но затем проект закрыли. На подсосе телята давали хорошие привесы, а при переводе в помещение резко уменьшали. Аналогичная ситуация была и в КУСХП «Краснополье». Поэтому из прошлых ошибок надо извлекать уроки и действовать по-другому. В чем суть новых подходов? 

В «Краснополье» уже отобраны первые 30 низкопродуктивных коров. В перспективе будет больше. Дальше все по известной технологии, чтобы следующим летом появились первые телята. Но осенью подросший молодняк у себя не оставят, а реализуют предприятиям, специализирующимся на откорме.

Правда, Раиса Дивульская очень сомневается по части своевременности расчетов. Если их не будет, а станет действовать принцип «вы нам скот, а мы вам деньги как-нибудь потом», все быстро заглохнет, инициатива ляжет на корню.

Директор «Краснополья» Сергей Карпенко предложил и вариант, чтобы мясокомбинаты брали животных мясных пород после первого периода. Да, вес всего лишь 200 килограммов, но это будет высококачественная телятина, реализовывать ее можно по более высоким ценам в магазинах и ресторанах. Это нежнейшее мясо, не менее вкусное, чем мраморная говядина. 

При этом директор агросервиса Владимир Фесин подчеркивает, что он не сторонник резких перемен. То есть надо потихоньку развивать мясное животноводство, но ни в коем случае не отказываться от молочного. Оно хотя и имеет небольшую рентабельность, но это все же живые деньги, которые быстро поступают в хозяйство. Руководитель не исключает, что в более далекой перспективе, если мясное животноводство будет давать высокую прибыль, то можно полностью перейти на него.

ОДНАКО все проекты будет реализовать непросто, пока в районе не удастся переломить негативные тенденции с кадрами. Летом, когда начинается грибная и ягодная пора, некоторые животноводы просто бросают рабочие места и отправляются в лес. Считают, что доходы от них будут выше, чем на фермах. С приближением осени вновь возвращаются в хозяйства, просят взять на работу. И руководство вынуждено это делать, потому что других нет. 

Как с этим бороться? Надо разъяснить людям, что, бросая работу, они не смогут выработать страховой стаж. А значит, и заработать пенсию. Ведь многие все еще живут старыми представлениями: придет старость, дадут минимальную пенсию — на жизнь хватит, остальное опять же доберу за счет леса. Но такого уже нет. Теперешние реалии таковы: наступит возраст, а страхового стажа нет — ничего не получишь.

Подробнее об областной программе развития мясного животноводства и других новых подходах к развитию АПК региона — в следующем письме с Витебщины.

Дословно:

«Нам надо пойти на серьезную реформу агропромышленного комплекса Витебщины. Мы договорились начинать со структуры посевных площадей. Надо кардинально изменить подход к ведению сельского хозяйства на Витебщине».

Александр Лукашенко, 23 октября, заслушивая доклад о мерах по завершению осенних полевых работ в стране и предложениях по совершенствованию структуры посевных площадей в Витебской области.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter