Что может стать палочкой-выручалочкой для аграриев Шумилинского района?

Альтернатива для Придвинья

Нынешний год еще раз показал: вести сельхозпроизводство в Витебской области труднее всего. Стоило, к примеру, в конце августа задождить, и уборка зерна стала невозможной, да и сейчас в западных районах области еще стоят несжатые полоски. Возникшие сложности подтвердили уже не первый год бытующее среди специалистов мнение: требуются новые подходы к работе АПК региона. На это, кстати, не раз обращал внимание и Глава государства. В мае Александр Лукашенко заявил о необходимости менять севооборот, больше внимания уделять травам. В августе напомнил: надо возделывать зерновые там, где они дадут хороший эффект, и поручил за зиму определиться со структурой посевных площадей. Каким культурам отдать предпочтение, чего сеять больше, а чего — меньше? Смогут ли новые подходы к кормопроизводству улучшить дела в животноводстве? Как вообще двигаться вперед при нехватке финансов? Об этом серия писем из Витебской области.

1. Зеленый ковер радужной надежды

Что может стать палочкой-выручалочкой для аграриев Шумилинского района?

Три последних года Шумилинский район выращивал зерновые практически без минеральных удобрений: обеспеченность ими была на уровне 5—7 процентов. На туки у большинства хозяйств просто нет денег. Отсюда и низкие намолоты. В 2017-м с гектара получено по 21 центнеру. Общий сбор зерна — 20 тысяч тонн. Для того чтобы обеспечить поголовье КРС достаточным количеством концентрированных кормов, надо 15 тысяч тонн зерна. На складах — в 6 раз меньше. Был небольшой госзаказ, страховой и семенной фонды, однако львиную долю пришлось отдать для погашения долгов, покупать за зерно топливо, запчасти и многое другое. Словом, на зерне здесь не разбогатеешь, учитывая, что в будущем деньги на минеральную подкормку урожая с неба не свалятся. Из-за нехватки концентратов эффективность животноводства одна из самых слабых в стране. В прошлом году от коровы надоили по 2700 килограммов молока, в этом ожидается даже меньше. Как переломить ситуацию, можно ли это сделать вообще?

Зерно в структуре пашни КУСХП «Сиротинский» занимает 56 процентов. Много. Но при урожайности 24 центнера с гектара далеко не уедешь. Директор Николай Пригодич считает: надо выходить на 40 процентов. Правда, сразу возникает вопрос, а что мешало это сделать раньше, однако я не стал на нем сосредоточиваться, а попробовал вместе с руководителем разобраться, что может стать альтернативой зерновым.

Может быть, активнее заняться кукурузой? Станет больше силоса, улучшатся рационы. Нет, покачал головой Николай Владимирович, это не выход. Культура затратная: требует, кроме закупки семян, немалого количества средств защиты, без которых пропадет. Да, кукуруза хороший корм. Но она по силам в больших объемах тем, у кого высокопродуктивное животноводство. А если доить 3 тысячи килограммов от коровы, а то и меньше, то лучше не увлекаться. Иначе значительная часть продукции пойдет на расчеты за семена и гербициды. Раньше кукуруза в хозяйстве занимала до 600 гектаров. В этом году уменьшили в три раза. А ставку решили сделать на бобовые травы, в частности, клевера. Они обходятся значительно дешевле: семена свои, гербициды не нужны, да к тому же служат хорошими предшественниками для других культур.

 Хороший пример в этом направлении показывает УСХП «Улльский». 3 года назад клевера занимали здесь 400 гектаров, нынче — в два раза больше, в 2018-м хотят довести почти до 1000.

Первый заместитель председателя райисполкома, начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Виталий Коваль тоже сторонник трав. Не случайно на Шумилинщине в этом году посевы кукурузы с 4 тысяч гектаров уменьшились до 2 тысяч. Зато площади клевера в чистом виде и в смеси со злаковыми травами достигли 7000 гектаров и дальше будут расти. Клевера не только прекрасный белковый корм. Они накапливают в почве азот, на закупки которого в районе нет денег.

Чтобы увеличивать надои и привесы скота, белка в рационах должно быть значительно больше, чем сейчас. Где искать дополнительные источники? Об этом я разговорился с директором УСХП «Улльский» Валентиной Лабейко. Она намерена ставку сделать на зернобобовые. В 2017-м их в хозяйстве посеяли 250 гектаров — в шесть раз больше, чем в прошлые годы. Собрали 550 тонн гороха. Часть продали, оставили на семена, остальное будет хорошим подспорьем в кормопроизводстве.

 Виталий Коваль поддерживает такой шаг. В этом году зернобобовые занимали в районе полторы тысячи гектаров. Даже при невысокой урожайности они выгоднее зерна. Поэтому начальник райсельхозпрода предлагает хозяйствам в следующем году площади под горох увеличить в два раза. Ведь это и белок для улучшения рационов животных, и накопитель азота в почве для посевов других культур.

Свой взгляд на проблему посевных площадей у директора ОАО «Агроборовинка» Владимира Орлова: надо вводить в севооборот старые сенокосы и пастбища, которые не используются много лет. На отдохнувшей земле можно получить больший урожай даже без минеральных удобрений. Например, в этом году на обычных землях собрали в среднем по 15 центнеров зерна с гектара, а на свежих — до 30. Безо всяких дополнительных вложений, не считая внесения глифосата.


Далее, полагает руководитель, надо больше выращивать рапса. Например, при мизерной урожайности зерна в 18 центнеров с гектара можно получить 300 рублей, а от такого же количества рапса — в 3 раза больше. К тому же если реализовать его давальческим сырьем, то оставшийся жмых станет прекрасным дешевым белковым кормом.

Вот пусть сама «Агроборовинка» и покажет пример, предложил я директору. Ответ не заставил себя ждать: в августе, когда сеяли озимый рапс, площади увеличили со 150 до 300 гектаров. В два раза возрастут и посевы его весной.

Хорошие идеи у руководителей. Некоторые даже начали воплощаться в жизнь. Почему же нет отдачи? Более того, дела в животноводстве района ухудшаются.

Оказалось, мало отвести под травы больше площадей. Надо их еще и вовремя убрать, чтобы в корме было максимальное количество питательных веществ. Вот с этим-то как раз проблема. Из года в год на качестве фуража отрицательно сказывается затяжка с косьбой, травы перестаивают и теряют значительную часть полезных свойств. Не всегда получается и полноценный второй укос. Причем кормоуборочных комбайнов достаточно. Не хватает косилок и граблей. Они значительно дешевле комбайнов, но даже и на них нет денег. Если не принять мер, все усилия по перекройке посевных площадей не дадут эффекта.

Но даже если в Шумилинском районе удачно перераспределят посевные площади, купят новую технику, не факт, что все сразу пойдет на лад. Остается пресловутый человеческий фактор. Например, остро не хватает техников-осеменаторов. Даже если корову хорошо накормить, но не позаботиться о должном уровне воспроизводства, не будет в достатке молока, не обновится стадо.

 Почему не идут люди в эту профессию? Ответ прост — мало платят. Может быть, стоит пойти по пути, избранному директором «Сиротинского» Николаем Пригодичем. Со мной он поделился такими суждениями. Осеменатор, образно выражаясь, — товар штучный. Их нужно по два-три человека на хозяйство. Поэтому лучше где-то в другом месте сэкономить, а представителю этой профессии дать высокую зарплату.

Руководитель так и поступил. Одного осеменатора даже пригласил из ветстанции, дал большую по местным меркам зарплату — в среднем 800 рублей в месяц. В перспективе, если будут ожидаемые результаты, она может вырасти до 1000. Словом, сделал все, чтобы человек держался за рабочее место. Так стоит поступать и другим руководителям, чтобы снять проблему.

Сложнее с представителями массовых профессий. Хозяйства из-за отсутствия денег не могут много платить и им. Отсюда нехватка механизаторов и животноводов. В такой ситуации трудно поддерживать технологическую и производственную дисциплину.

Директор «Агроборовинки» Владимир Орлов пояснил: если кто-то нарушил дисциплину, допустим, за пьянку, его увольняют. Но через пару дней приходится просить человека вернуться назад, так как заменить вообще некем. А это, грубо говоря, развращает кадры.

У Николая Пригодича иная позиция. Здесь тоже не все идеально. Но разработана стратегия борьбы с пьяницами. Во-первых, их лечат за средства хозяйства. Во-вторых, считает Николай Владимирович, каждому любителю зеленого змия надо давать воспитательные уроки. Нарушил дисциплину, выпил на работе — до свидания. И не стоит спешить вскоре кланяться в ножки, просить обратно. Руководителю надо потерпеть, перекрутиться каким-то образом, кому-то заплатить за двоих. Но чтобы нарушитель, грубо выражаясь, сам приполз на коленях через пару месяцев и стал просить работу. А начальство пусть посмотрит — брать или нет.

Кстати, Николай Пригодич, исходя из опыта своего хозяйства, предлагает не зацикливаться только на молочном животноводстве, а заниматься и мясным. Именно об этом, а также иных нестандартных путях решения проблем АПК на примере других районов и региона в целом пойдет разговор в следующих письмах из Витебской области.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter