Алена Родовская: «В августе радиостанциям пришлось сделать выбор – ты или родину защищаешь, или деньги зарабатываешь»

Алена Родовская: «Не предашь себя — не предашь страну»

Алена Родовская на «Альфа Радио» недавно, однако ее уже успели оценить как радиослушатели, так и эксперты — гости утреннего информационного ток‑шоу «Будни». О себе говорит коротко: «Я человек идейный». В День радио мы поговорили с Аленой о профессиональной этике и ее родном Бобруйске, где она еще недавно руководила радиостанцией «Зефир FM», в открытии которой принимала участие несколько лет назад.



— Алена, расскажи, как ты попала на «Альфа Радио»? Что нужно, чтобы сделать такой рывок — получить приглашение и переехать в столицу?

— Когда на днях у меня в эфире председатель Белорусского союза журналистов Андрей Кривошеев сказал, мол, Минск подтягивает сильных и харизматичных из регионов, я вспомнила, как воспринимала подобные фразы, будучи руководителем радиостанции в Боб­руйске. Я всегда была против ухода сильных сотрудников, но понимала, что процесс миграции происходит постоянно. Дефицит кадров в регионах высок: мы вкладываем огромные силы в то, чтобы обучить человека и ввести в новую профессию, чтобы он почувствовал эфир, а сотрудник потом раз — и уезжает в столицу. 

— А потом бац — и тебя саму переманили…

— Не то чтобы переманили — это был естественный процесс. Приглашения о переезде стали поступать с сентября прошлого года, когда Минск как пылесос притягивал к себе журналистов. Но я тогда сказала: нет, как я могу бросить свой коллектив, у нас тут информационная война и оставить — равно предать.  

Но в августе 2020‑го перед всеми радиостанциями стоял выбор: ты или Родину защищаешь, или деньги на рекламе зарабатываешь. Реклама на радио всегда очень прибыльна и очень востребована, я наблюдала и видела, как многие FM‑станции намеренно обходили острые углы, чтобы не потерять рекламодателя, который вышел на митинги. Мы как государственная радиостанция все равно разъясняли тогда людям, где правда, где ложь. Да, мы потеряли рекламу, но не потеряли лицо и собственное достоинство. 

А когда политическая ситуация стала более спокойной, я поняла, что сделала все возможное и переезд в Минск — это прежде всего вопрос моего дальнейшего профессионального роста. «Зефир FM» — радиостанция не политическая, несмотря на то что учредитель — горисполком. Пора было возвращаться к музыкальному вещанию, а я из развлекательного формата выросла. Когда приехала в столицу, целый месяц мы готовили к выходу ток‑шоу «Будни» на «Альфа Радио» — так началась совершенно новая для меня история. Я всем говорю: Беларусь готова к тому, чтобы появилось информационное радио, ток‑радио, это моя мечта. И не надо бояться менять формат! 

Прошлой осенью выстрелило телевидение с авторской журналистикой, равно как и газеты — все пошли смотреть программы и читать колонки. 

А что было с радио? Где дискуссии, мнения, эксперты? Радио транслировало песенки, и я замечала, как на некоторых FM‑станциях упорно избегали упоминаний о деятельности Президента. Ну как так, ребята? 

— За три месяца на «Альфа Радио» ты не просто освоилась в ток‑шоу «Будни» — у тебя появился авторский проект «Герой нашего времени». Расскажешь, о ком и о чем эта программа? 

— О героях нашего времени — людях разных профессий, из разных сред, об их личном подвиге. Это та эмоциональная журналистика, которую я обожаю. Люблю эмоции — непременно сильные! И когда берешь интервью, часто не можешь понять, по какому волшебному щелчку человек вдруг начинает рассказывать какие‑то вещи, от которых у тебя мурашки по коже. 

— Насколько легко тебе дался переход от развлекательного формата к общественно‑политическому?

— Честно скажу: я изучала матчасть. В регионах все‑таки в центре внимания более локальные вопросы, свои нюансы, важные именно для местного слушателя.


— Кстати, какими были настроения в Бобруйске в августовские дни?

— Все происходило в интернете, а на улицы выходило немного людей. Хотя были свои организаторы, которые проводили различные собрания и настраивали людей: все готовились к протестам. Но регионы раскачать сложно: это совершенно другой жизненный уклад, даже в таком достаточно большом промышленном городе, как Бобруйск. Каких‑то особых волнений мы не видели, поэтому по воскресеньям я приезжала в Минск брать комментарии и записывать интервью — у нас ничего не происходило, центр событий был в столице, но мне очень хотелось быть полезной. 

— С травлей пришлось столкнуться?

— Не воспринимала ее всерьез. Все их попытки общения протекали одинаково: сначала они мне угрожали, некоторые грозились убить, а потом: «Ты ничего такая, на кофе пойдем?» Но я с этими «невероятными» на кофе не хожу. Все было построено на том, чтобы нас запугать, но ничего серьезного не происходило. А вот сейчас, когда обнародованы истинные намерения заговорщиков, я вижу: Федута, Зенкович — эти бы с нами не церемонились.


— А твои близкие в эти непростые дни тебя поддержали? 

— Знаешь, мой отец был офицером — кавалером ордена Красной Звезды, полученного за подготовку перехвата самолета Гэри Пауэрса над Свердловском: он очень четко объяснял, что если ты сделал свой выбор, то стой до конца, не меняй своего мнения. Он совсем недавно ушел — но он успел меня поддержать и в переезде в Минск, и во всех политических вопросах. И когда мы его провожали под нашим флагом, с воинским салютом, я поняла, что все сделала правильно. Папа всегда говорил: «Никогда не бойся начинать жизнь заново». И я в 42 года, будучи матерью двоих детей, все начала сначала. Пока в Минске мне все интересно, я горю. А это основной мотиватор, чтобы развиваться и идти вперед.

— Этой зимой ты получила награду конкурса «Золотой зубр», гордишься?

— Было очень приятно, что меня отметили. Но я не считаю, что об этом надо трубить. Ни наши личные достижения, ни наше личное горе — не повод вести себя как‑то иначе, мы просто должны быть всегда максимально профессиональны. Но никто никогда не сможет меня обвинить в том, что я пыталась сыграть на два фронта. Мне жаль, что сейчас я замечаю людей, которые пытаются нагреть руки на том, что якобы они «патриоты», в надежде получить какую‑то должность и плюшки, просто пересидев в сторонке… У меня это вызывает чувство омерзения. 
Я считаю, что одно из самых ценных качеств — это верность. Не предашь себя — не предашь страну.
ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter