Александр ПОПКОВ: «Мне по жизни везло на учителей»

«АЛЕКСАНДР ПОПКОВ — один из самых молодых руководителей хозяйств Шкловского района. Ему двадцать шесть лет. Биография у Александра обычная: техникум, служба в армии, учеба в БГСХА. В колхозе имени Андреева, где он ныне председательствует, Попков четыре года работал агрономом…» Эти строки 40 лет назад увидели свет на страницах газеты «Знамя юности». Спецкор Галина Айзенштадт в мини-очерке описывала портрет героя моей сегодняшней публикации — Александра Андреевича ПОПКОВА. Этот удивительный человек прошел путь от агронома до заместителя Премьер-министра Беларуси и заместителя главы Администрации Президента. А черты характера руководителя, подмеченные моей коллегой еще в далеком 1973 году, остались прежними. Великолепное сочетание способностей организатора, особая твердость и вместе с тем тактичность в обращении с людьми…

Что писала о молодом председателе «Знаменка», от каких предложений не смогли отказаться шкловские «андреевцы» и кто вместе с ним принимал в Правительстве ответственные управленческие решения

«АЛЕКСАНДР ПОПКОВ — один из самых молодых руководителей хозяйств Шкловского района. Ему двадцать шесть лет. Биография у Александра обычная: техникум, служба в армии, учеба в БГСХА. В колхозе имени Андреева, где он ныне председательствует, Попков четыре года работал агрономом…» Эти строки 40 лет назад увидели свет на страницах газеты «Знамя юности». Спецкор Галина Айзенштадт в мини-очерке описывала портрет героя моей сегодняшней публикации — Александра Андреевича ПОПКОВА. Этот удивительный человек прошел путь от агронома до заместителя Премьер-министра Беларуси и заместителя главы Администрации Президента. А черты характера руководителя, подмеченные моей коллегой еще в далеком 1973 году, остались прежними. Великолепное сочетание способностей организатора, особая твердость и вместе с тем тактичность в обращении с людьми…

Мечтал стать агрономом

К интервью с Александром Попковым, ныне депутатом Палаты представителей Национального собрания Беларуси, готовилась основательно. Главным моим «козырем» в нашей с ним беседе стала именно эта старая публикация в «Знаменке». Как только Александр Андреевич взял материал в руки, его пытливый взгляд несколько смягчился, на лице блеснула еле заметная улыбка.

— Это самое начало, — с неподдельным трепетом в голосе произнес Александр Андреевич. Он читает всю публикацию вслух, будто бы возвращаясь в те годы. У опытнейшего руководителя, от ответственных управленческих решений которого в одни из самых трудных времен работы белорусского Правительства зависело многое, великолепная память. Он не просто вспоминает о времени своего председательства в колхозе. Александр Андреевич подмечает детали, имена и фамилии тех, с кем работал, с легкостью оперирует различными экономическими показателями…

Что способствовало становлению руководителя? Александру Попкову приходилось много работать над собой, какие бы должности он ни занимал. Учеба в сельскохозяйственном техникуме, Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, Высшей партийной школе, аспирантуре, защита диссертации… Александр Попков уверен: ему по жизни везло на руководителей, у которых довелось поучиться, чтобы стать настоящим управленцем. Этот фактор и стал решающим в формировании кругозора Александра Андреевича, его становлении как личности.

«Андреевские» университеты

Первый самостоятельный управленческий опыт у Александра Попкова появился в 24 года. И если в агрономии молодой руководитель чувствовал себя как рыба в воде, то в животноводство и экономику пришлось вникать самостоятельно. Это качество безукоризненного перфекционизма дальше сослужит Попкову добрую службу. А пока на повестке дня был вопрос об обретении хозяйством финансовой устойчивости. Проблемный, закредитованный, как принято сейчас говорить, колхоз с краткосрочными и долгосрочными займами (более 400 тысяч рублей в совокупности) буквально тяготил молодого руководителя. Целью было — выйти на свободные деньги.

Ставку сделали на животноводство с развитым льноводством. Если хозяйство выполняло план и получало за каждую тонну, условно говоря, рубль, то за сверхплановую продукцию платили уже рубль пятьдесят. Под председательством Александра Попкова «андреевцы» в буквальном смысле боролись за каждую дополнительно заработанную копейку. Как только появились желанные свободные деньги, руководитель задумал внедрить еще один инструмент повышения эффективности производства. И многие из более чем 300 работников сельхозпредприятия от такого предложения не смогли отказаться.

— Мы впервые в Беларуси ввели так называемую балльную систему оценки труда. Начальник каждого производственного участка имел право выставлять оценки за производственную и социальную деятельность труженика. Получал «пятерку» — значит 20 процентов к ежемесячному заработку плюс дополнительные оплаты (сено, зерно); если «четверка» — все то же самое, только 15 процентов; если «тройка» — лишь дополнительные оплаты. А если получал «двойку», работник лишался всего — только голая заработная плата. Балльная система стимулировала людей работать добросовестно, подстегивала зарабатывать больше и влияла на поддержание исключительной трудовой дисциплины.

Экономический рывок «андреевцев» оказался хорошо спланированным экспромтом. Росли урожаи, привесы, надои. 35—40 процентов прибыли приносило льноводство: с гектара лен-долгунец давал до тонны волокна. К 1976 году колхоз имени Андреева — колхоз-миллионер. Стало возможным строительство молочно-товарного комплекса на 600 голов КРС, зерносушильного хозяйства, свиноводческой фермы. Для сельчан — клуба со зрительным залом на 250 мест, детского сада, столовой, более 40 квартир для специалистов, дороги. «Андреевцы» входили в тройку лучших хозяйств Шкловщины из тридцати сельхозпредприятий.

Гордились тем, что впервые в хозяйстве воспитали Героя Социалистического Труда Николая Другакова и трех орденоносцев Ленина. В общей сложности правительственными наградами были отмечены более 30 тружеников хозяйства.

— У нас была сформирована крепкая команда специалистов, способных и высококвалифицированных, — констатирует Александр Попков. И перечисляет своих «андреевцев»: Евгений Парасевич, главный зоотехник, Аркадий Германович, опытнейший агроном старой закалки, Николай Козусев, главный инженер, который лелеял машин- но-тракторный парк…

Традиции, заложенные Александром Попковым в бывшем колхозе имени Андреева (ныне — ЗАО «Нива»), сохранены. Сейчас руководит хозяйством, укрупненным почти втрое (со времен Попкова), Григорий Ковалев. Этот очень авторитетный и уважаемый среди сельчан человек, когда-то работал под началом Александра Андреевича и в свое время по его наставлению поступал в Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию. Высокую планку, поднятую Попковым, постоянно интересовавшимся успехами родных «андреевцев», в «Ниве» держат и поныне: хозяйство — одно из ведущих в Шкловском районе. Там высокопродуктивный скот: удой от коровы порядка 7000 килограммов молока. Достойные результаты в растениеводстве: урожайность зерновых под 50 центнеров с гектара. Григорий Ковалев с Александром Попковым дружен и сейчас.

Сделанное остается

Шкловской земле Попков отдал 26 лучших лет своей жизни. Именно здесь прошло его становление как специалиста, руководителя и хорошего семьянина. Пять лет Александр Попков руководил управлением сельского хозяйства района, который систематически был в тройке лучших по производству зерна, картофеля, мяса, льна на Могилевщине. С ноября 1983 года Александр Попков — председатель Шкловского райисполкома. Созидатель по природе своей с присущей ему энергией, управленец взялся за благоустройство райцентра. Вскоре в Шклове появились Дом культуры, универмаг, здание райисполкома, новые дороги, жилье и школы на селе. Наверняка многие жители Шклова и района и сейчас с благодарностью вспоминают Попкова за сделанное при нем.

Хорошо помнит Александр Андреевич и дни аварии на Чернобыльской АЭС, радиоактивное облако которой коснулось в том числе и Могилевщины:

— Я тогда учился заочно в Высшей партийной школе. Как раз сдавали сессию, когда случилась трагедия. Нас всех срочно отправили на места, чтобы взять ситуацию под контроль. Но, увы, мы, руководители всех ветвей власти, надо признать честно, были к случившемуся не готовы, хотя занимались гражданской обороной, проходили подготовку в школах, вузах… Пришлось учиться принимать управленческие решения уже непосредственно во время работы. Научное сообщество на первых порах не могло дать четких рекомендаций, как вести себя, что делать. С одной стороны, это успокаивало людей, с другой — порождало несчетное число слухов, которые политиканы всех мастей старались использовать в своих корыстных целях. И именно это порождало панику…

Все помнит толстый блокнот

Нашему поколению, в том числе и автору этих строк, трудно представить, в каких условиях оказалась тогда страна, густо «посыпанная» чернобыльским пеплом. Так же трудно представить и то сложнейшее для экономики республики время. Назвать его просто тяжелым — считай, ничего не сказать. Развал Советского Союза, обретение нашей республикой независимости, первые президентские выборы… Мне знакомы эти события из учебников по истории. А Александр Андреевич Попков знает о них не понаслышке. Сельское хозяйство — в упадке, прилавки магазинов абсолютно пусты. Бывали дни, когда в Минске хлеба оставалось на три-четыре дня…

В Совет Министров Александр Попков пришел работать в 1998 году. И это повышение было не просто карьерным ростом. Должность заместителя Премьер-министра была как настоящий прыжок по служебной лестнице. Благодаря дерзкому и настойчивому, почти бойцовскому, характеру Александр Попков форсировал поставленные перед ним задачи. А доверено было самое ценное — земля и люди, которые на ней трудятся.

— Чтобы принимать такой значимости управленческие решения, нужно было мыслить на уровне макроэкономики. А решить нужно было ни много ни мало — проблему продовольственной безопасности и укрепления материальной базы АПК, — поясняет Александр Попков. — Президент поставил задачу сохранить крупнотоварное производство, а землю — в государственной собственности. Хотя многие в Правительстве проповедовали тогда частную собственность на землю.

По сути, с помощью главы государства от решения Попкова и его команды зависел уровень обеспечения населения продовольствием. Помимо всего прочего, были уточнены структура посевных площадей и количество вносимых минеральных удобрений. За счет подбора наиболее урожайных сортов и более тщательной их подготовки к севу навели порядок в семеноводстве. Финансовую подпитку полу- чили объекты животноводческой отрасли, переработки.

— Я и ныне глубоко убежден: эти направления позволили улучшить систему земледелия в нашей стране и выйти на качественно более высокий уровень — европейский. К 2000 году проблемы продовольственной безопасности были сняты. Мы стали наращивать экспорт, чтобы привлечь в страну максимум иностранной валюты. Для нашей страны и сейчас актуально знать, попросту говоря, сколько необходимо произвести сельхозпродукции, чтобы прокормить себя и выгодно продать за рубеж, — проводит параллели с сегодняшним днем Александр Андреевич. — Чтобы обеспечить финансовую устойчивость агропромышленного комплекса, мне кажется, мы должны провести более углубленную специализацию АПК. И выработать оптимальную систему финансовой устойчивости, а не просто заниматься голым администрированием, как это происходит зачастую в отдельных регионах нашей страны.

К слову, сам Александр Попков искал и находил веские аргументы, чтобы отстоять свою точку зрения. Те, кто работал с Александром Андреевичем тогда в Правительстве, отмечали его подвижность и особенно — умение владеть аудиторией. Когда выступал Попков, его интонация и жестикуляция убеждали как будто бы сами по себе. Вспоминают члены команды Попкова и его толстый блокнот, куда Александр Андреевич записывал свои мысли. Затем, расформировав по порядку их значимости и очередности, он четко излагал, буквально детализировал задачи. Причем их исполнения обладатель нордического характера требовал от «а» до «я».

Очень хорошо это просматривалось в создании Государственной программы возрождения и развития села, которую в Правительстве писали под непосредственным руководством Александра Попкова фактически с нуля, хотя и были две программы-предшественницы. (Государственная программа реформирования АПК Республики Беларусь (1996—2000 годы) и Государственная программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001—2005 годы.) Александр Попков был генеральным идеологом новой программы.

— Если говорить объективно, то многие вопросы Государственная программа возрождения и развития села позволила снять, в том числе проблемы в целом в социальной и производственной сферах, рабочих мест. Но есть много нерешенных проблем. Нужно двигать экономику хозяйств. А управленец-аграрий должен быть своего рода предпринимателем, дальновидным и расчетливым, — убежден Александр Андреевич.

Решением стратегических задач аграрной экономики, возрождения села, развития его социальной сферы занимался Александр Попков и в должности заместителя главы Администрации Президента Беларуси с 2003 года. Он курировал и вопросы кадровой и региональной политики.

Влюблен в АПК, Даньково и чтение

В общей сложности 40 лет своей профессиональной жизни Александр Попков посвятил агропромышленному комплексу Беларуси. Тема АПК для Александра Андреевича самая что ни на есть животрепещущая. Его интересуют проблемы сельчан и жителей малых населенных пунктов: он является депутатом Палаты представителей Национального собрания Беларуси. В его избирательном округе — Сенненском, Лиозненском и Толочин- ском районах — сделано в неда- вние годы многое.

По наказам избирателей реконструированы Витебская областная туберкулезная больница, Лиозненское и Кохановское лечебные учреждения, получены многомиллионные субсидии Сенненской и Толочинской ЦРБ. Освоены крупные государственные капитальные вложения в газификацию, строительство дорог и жилья. Введена в эксплуатацию самая современная ферма-робот в СПК «Выдрея» Лиозненского района. Многие дела еще в планах…

Александр Андреевич — председатель Комиссии Парламентского собрания Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Попков входит и в Постоянную комиссию Палаты представителей Национального собрания Беларуси по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту.

— Как бы сильно я ни принадлежал работе, делам, к которым приставлен, семье, — всегда еду в родное Даньково, — откровенничает Александр Андреевич. — В маленькой ныне деревушке всего 30 домов: родительский дом для нас с братом Николаем — большая семейная реликвия. Когда родители были живы, конечно, мы чаще ездили домой. С ностальгией вспоминаю, как у отца стоял телефон, и он всех нас, братьев, озадачивал решением каких-то вопросов односельчан.

О личной жизни Александр Андреевич рассказывает скромно: женат, две дочери, внуки. Хобби — чтение, к которому приучен с детства. Не было, наверное, такого дня, чтобы Александр Андреевич не прочел ни одной строчки. Сейчас настольная книга — жизнеописания знаменитостей писателя Анри Труайя. Кстати, сам Александр Попков — кандидат экономических наук, автор нескольких книг по исследованию экономики белорусского АПК.

…Несмотря на то что Александр Попков занимал самые разные посты на различных уровнях власти, он никогда не стремился сделать политическую карьеру. Совсем наоборот: вся его трудовая жизнь связана с конкретным направлением — с селом, землей, заботами простых людей. Такой путь заслуживает только восхищения.

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото из личного архива Александра ПОПКОВА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter