Акции не любят прямых дорог

В последнюю неделю средства массовой информации пестрят слухами о грядущем экономическом кризисе в России...

В последнюю неделю средства массовой информации пестрят слухами о грядущем экономическом кризисе в России. При этом аналитики высказывают точку зрения, что финансовый коллапс, который может случиться с нашими восточными соседями, по своим масштабам может значительно перекрыть дефолт 1998 года. Возможно, опасения не случайны: разразившийся финансовый кризис в США и Европе, замедление темпов роста мировой экономики и падение фондовых рынков по всему миру, в том числе и в России, позволяют делать самые мрачные прогнозы. Памятуя о событиях 10-летней давности, белорусы изрядно заволновались – ведь если в России «шарахнет», то в отечественной экономике, почти на 100 % увязанной с восточными тенденциями, «эхо» этого «взрыва» может оказаться далеко не тихим. Но какова же вероятность наступления системного кризиса в РФ?

Причиной дефолта 1998 года стали хронический дефицит бюджета России, огромный государственный долг, низкие цены на нефть — до $ 12 за баррель — переоцененный рубль, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды посредством государственных краткосрочных облигаций. Превращение России из банкрота в неотъемлемую часть мировой финансовой системы, возможно, является самым значимым событием последних 10 лет на глобальном рынке. Рост стоимости активов потрясает воображение. После кризиса все акции теоретически можно было купить за $ 50 млрд. По крайней мере, об этом свидетельствовали котировки. Сегодня в целом рынок российских ценных бумаг стоит более $ 1 трлн.

В 1998 году, когда кризис в России достиг апогея, российские акции называли не иначе как «мусором». Но прошло время — российский рынок вырос на 300 %, о нем заговорили как о самом быстрорастущем в мире. В начале этого года инвесторы называли Россию «тихой гаванью», а сейчас говорят как о стране с высокими рисками. Нынешний спад связан в первую очередь с мировым финансовым кризисом, а в последние дни и с нарастанием геополитической напряженности между Россией и Западом. На сегодняшний день единственные риски для российской экономики — это временный отток зарубежного капитала, за которым последует замедление темпов экономического роста и удорожание капитала. В связи с этим могут возникнуть трудности, но никак не системный кризис или дефолт. Так что сегодняшняя ситуация в России во многом противоположна ситуации 1998 года.

Ничего фундаментально негативного не произошло. Никто и не ожидал, что цена на нефть задержится на уровне более $ 100. В 2008 году реальный ВВП может дотянуть до 7 % в сравнении с -5 % в 1998 году. В России бюджет уже который год верстают с профицитом, экспорт продукции превышает импорт. Уровень инфляции и безработицы на приемлемом уровне, а международные резервы страны обновляют свои максимумы. Да и общий макроэкономический прогноз по России остается весьма оптимистичным.

Нынешний спад стал неприятным напоминанием о том, что фондовые рынки никогда не движутся по прямой. Однако фундаментально российские акции находятся в стадии роста, и сегодняшняя нестабильность не является сменой тренда. Очевидный сдвиг экономической мощи с Запада на Восток будет главным фактором, который определит развитие российской финансовой системы в следующем десятилетии. Рост Индии и Китая неудержим. Россия в этой связи оказывается в выгодной ситуации. Благодаря своей истории и географическому положению Россия будет играть роль проводника между Западом и Востоком. И спрос на все, что может предложить Россия, — от сырья до проектов развития национальной инфраструктуры и технологий — будет только расти.

В последние месяцы портфельные инвесторы проявляли по отношению к России осторожность. Но общее настроение делового сообщества — долгосрочный оптимизм. В первом квартале этого года прямые инвестиции достигли $ 18 млрд. — это исторический максимум. Консервативный прогноз на нынешний год в целом — $ 50 млрд. В пересчете на душу населения это означает, что иностранцы вложат в Россию в два раза больше средств, чем в Бразилию, и в четыре раза больше, чем в Китай или Индию.

Так что объем и потенциал российской экономики, масштабы бизнеса, твердость валюты, уровень образования и приобретенный за эти годы общий импульс развития дают России шанс стать одним из главных финансовых центров мира. Доказательство тому — многие российские компании уже явно переросли национальный уровень и стали серьезными игроками на мировой арене.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter