Актера Алексея Петренко связывали дружба и совместные работы с белорусским режиссером Михаилом Пташуком

Актер широкой души

В воскресенье, 26 марта, исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося актера театра и кино Алексея Петренко, многогранный талант которого всегда удивлял в каждой новой его работе. Темпераментный, страстный, обладающий заразительной природной органикой, он буквально кожей чувствовал характер своих героев, их слабые и сильные стороны, а также время и эпоху, в которой разворачивалась та или иная история.

Фото из архива «СБ»

Вопросы к самому себе

Алексей Васильевич «вдыхал жизнь» в «объемных» героев, с биографией и судьбой, поэтому они навсегда врезались в зрительскую память. Чего стоит его монолог от лица капитана-летчика Юрия Строганова на крупном плане в драме Алексея Германа «Двадцать дней без войны». Или игра на разрыв аорты в «Агонии» Элема Климова, приведшая актера к инфаркту. Фильмы с его участием «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Ключ без права передачи», «Женитьба», «Жестокий романс» и многие другие вошли в золотой фонд советского кино.

Петренко во многом был человеком мистическим, интуитивным, глубоко религиозным. А еще скромным, дисциплинированным, немногословным, чрезвычайно требовательным к себе. В юности его даже посещала мысль поступить в духовную семинарию — мама отговорила. На каком-то этапе уже своей взрослой жизни Алексей Васильевич хотел уйти в монастырь, но передумал.

«Сказ про то, как царь Петр арапа женил».

Крестьянская кровь

Родился Алексей Петренко в крестьянской семье в селе Чемер Черниговской области. Из всех увлечений главным был драмкружок. В театральный вуз поступил только с третьего раза. Первые две попытки — в Киевский театральный институт — провалил. Вернувшись из украинской столицы, чтобы не сидеть на шее у родителей, работал кузнецом. Но в итоге своего добился: поступил в театральный институт в Харькове.

В 1961-м с дипломом профессионального актера поступил на службу в Запорожский музыкально-драматический театр имени Щорса. В 1963—1964 годах — актер Донецкого областного русского драматического театра в Мариуполе. В 1964-м получил приглашение от режиссера Игоря Владимирова в Театр имени Ленсовета в Ленинграде. Раскрылся не сразу, постепенно набирал мастерство, играя в спектаклях «Укрощение строптивой», «Пушкин в Одессе», «Преступление и наказание», «Трехгрошовая опера» и других.

В конце 1970-х Петренко перебрался в Москву, где играл в театре на Малой Бронной, MXАТе. Сотрудничал с Анатолием Васильевым в «Школе драматического искусства» (спектакль «Серсо»), «Школе современной пьесы».

«Виват, Анна!».

Кино как судьба

В кино Петренко с 1967 года. Его первой большой экранной ролью стал Петр Великий в картине «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» Александра Митты. После Алексей Васильевич потряс многих ролью Григория Распутина в «Агонии» Элема Климова. В «Прощании» сыграл в ярком актерском ансамбле, в том числе вместе с народной артисткой СССР Стефанией Станютой. Работу над этим фильмом по мотивам повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» начала Лариса Шепитько, но она трагически погибла на съемках, и завершал картину Элем Климов, ее супруг.

Всего фильмография Алексея Васильевича насчитывает более 50 ролей. Их могло быть гораздо больше, но от многих актер просто отказывался.

«Жестокий романс».

Белорусские страницы

Белорусскому зрителю Алексей Петренко особенно дорог благодаря ролям в картинах Михаила Пташука «Наш бронепоезд» и «Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание». В 1999-м режиссер снял с его участием фильм к 75-летию писателя Виктора Астафьева — в качестве дружеского подарка. Увы, сегодня он не отражен в фильмографии мастеров.

Еще в одной ленте Пташука — «В августе 44-го…» — Петренко сыграл генерал-лейтенанта Егорова. Через два года после трагической гибели Михаила Николаевича актер вспоминал его в книге, вышедшей в серии «ЖЗЛ Беларуси». А еще Алексей Васильевич приезжал на «Беларусьфильм» по приглашению Владимира Краснопольского, работавшего здесь над сериалом «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». Кстати, с самим Мессингом Петренко познакомился благодаря Элему Климову. На память о встрече у него осталась фотография с автографом легендарного экстрасенса и надписью на русском и латыни: «Дорогой Алексей, у вас все будет хорошо. Я, Вольф Мессинг, мысленно всегда с вами».

Многим памятен и «Вишневый сад» Эймунтаса Някрошюса, показанный на сцене нашего Дворца Республики. В этом неординарном спектакле Петренко исполнял роль Фирса, добавляя в происходящее человечности и подлинной драмы. 

Также актер был гостем Минского международного кинофестиваля «Лістапад-2014». Тогда он признался: «Самое большое впечатление на меня в этот приезд произвело посещение музея истории Великой Отечественной войны. Белорусы показывают, как надо относиться к Великой Отечественной войне и ее истории, как воспитывать патриотизм в подрастающем поколении. Это пример для всех постсоветских республик. Все, что ни делает Беларусь, — здорово, прекрасно и на века, и ей не изменяют вкус, силы и возможности. Дай Бог Беларуси так держать!»

«В августе 44-го...».

Музыка и слово

У Петренко было особое взаимоотношение со словом — в неигровых фильмах он часто читал закадровый текст от автора. А его любовь к пению вылилась в отдельную сферу деятельности: актер исполнял народные песни, романсы, духовные песнопения, классику, сотрудничал с дирижером Владимиром Федосеевым и Большим симфоническим оркестром. По предложению маэстро Алексей Васильевич участвовал в исполнении вокального-симфонического цикла Валерия Гаврилина «Солдатские письма» (1995) и оратории Сергея Прокофьева «Иван Грозный» (1997). Гастролировали по Швейцарии, Австрии, Германии. Также Петренко записал на телевидении 24-серийный цикл русских народных сказок, самостоятельно изучал церковнославянский язык. А с 2010 года являлся членом Патриаршего совета по культуре и членом правления славянского творческого союза «Золотой Витязь».

Актер трижды вступал в брак. Его первой супругой была певица Алла Сандлер. Со второй — известным журналистом, театральным обозревателем газеты «Правда» Галиной Кожуховой-Петренко — он прожил больше 30 лет. В 2009 году она ушла из жизни. В 2010-м Алексей Васильевич женился в третий раз — на Азиме Абдумаминовой, киргизской журналистке, возрастная разница между ними составляла 30 лет.

Народный артист России Алексей Петренко ушел из жизни в 2017 году. Но с нами остались его фильмы. 

НЕ ПРОПУСТИТЕ

Сегодня телеканал «Культура» в 19:45 покажет программу «Линия жизни», посвященную Алексею Петренко, и легендарную историческую драму Элема Климова «Агония» (20:50). А в субботу и воскресенье на «Беларусь 3» — картина Эльдара Рязанова «Жестокий романс» по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница». 

КСТАТИ

На глаза Элему Климову Алексей Васильевич попался впервые, когда играл в спектакле Театра имени Ленсовета «Преступление и наказание». Он исполнял роль Свидригайлова. Пораженный увиденным режиссер сразу объявил его коллегам: «У вас в театре артист с бешеным глазом!» Пишут, что за свою жизнь Петренко успел поработать слесарем, матросом, пастухом, занимался борьбой и боксом. 

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter