Аккуратнее на виражах!

2007–й — год безопасности дорожного движения
2007–й — год безопасности дорожного движения

Госавтоинспекция бьет тревогу: на дорогах страны по–прежнему гибнет очень много людей. Причем во многих случаях по собственной вине. Причины большинства ДТП одни и те же: то не пристегнутый ремнем безопасности водитель на крутом повороте не сбавит скорость и на полном ходу угодит в кювет, то «замаскированный» в темноте пешеход, минуя «зебру», выскочит прямо под колеса многотонного грузовика. На заметку злостным нарушителям ПДД: по инициативе руководства МВД грядущий год объявлен годом безопасности дорожного движения. Другими словами, с «хроническими» лихачами за рулем и пешими любителями экстрима на проезжей части отныне церемониться не будут. И, как показала «прямая линия» заместителя начальника управления ГАИ МВД Игоря Ваницкого, которая прошла на днях в редакции «СБ», большинство участников дорожного движения полностью поддерживает эту инициативу.

Штрафной удар

Минчанин Олег Стасевич. Ходят слухи об увеличении лимита скорости на Минской кольцевой автодороге. На мой взгляд, скорость на этом участке, напротив, нужно ограничить.

— Некоторые считают по–другому. Однако не волнуйтесь: гонять по МКАД пока никто не разрешит. В нынешнем году сотрудники Госавтоинспекции МВД вместе с представителями РУП «Минскавтодор–Центр» обследовали условия движения по кольцевой. Присваивать МКАД статус «дорога для автомобилей» преждевременно. Тут регулярно курсирует значительное количество тихоходных транспортных средств, вблизи дороги — жилые дома. Учитывая эти обстоятельства, превращать кольцевую магистраль в скоростную трассу небезопасно.

Наталья Анатольевна из Лиды. Сын попал в аварию по вине дорожных служб. Как найти управу на дорожников? Они же непотопляемы! Между тем в нашем городе дороги убираются очень плохо, особенно зимой. А чуть что — отвечает только водитель.

— Позвольте с вами не согласиться. Управа есть. И контроль — тоже. Госавтоинспекция тщательно следит за содержанием улично–дорожной сети. В частности, работники ГАИ вправе выдавать дорожникам предписания на устранение недостатков, влияющих на безопасность дорожного движения, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и даже временно ограничивать или запрещать дорожное движение в наиболее опасных местах. И поверьте, мы не сидим сложа руки: предписания и протоколы об административных правонарушениях исчисляются тысячами. Что касается Лиды, обещаю — обязательно проверим состояние городских дорог в самое ближайшее время.

Сергей Матвеевич, профессиональный водитель. Минский перекресток улиц К.Цеткин и К.Либкнехта — очень бойкое место. Здесь случается по 10 аварий в день. Когда же наконец установят светофор?

— Обрадую вас — строительство светофорного объекта тут запланировано буквально в следующем году. Заодно упомяну и о других «узких» местах города. В будущем году «электронные регулировщики» появятся на перекрестках ул. Я.Коласа и ул. Б.Хмельницкого (район Дома прессы и строительства молодежного центра «Айсберг»). Также на Железнодорожной — Минина, Долгобродской — Чеботарева, Захарова — Румянцева. А также на пешеходных переходах — по проспекту Рокоссовского, 55, улицам Денисовской, 6, Голубева, 10, Орловской, 61, Могилевской, 43.

Здравствуйте, это Александр из Березы. Существуют ли стандарты освещенности пешеходных переходов, особенно за городом? Представьте ситуацию: темно, мокрый асфальт, «зебра» практически не видна в свете тусклого фонаря, из мрака внезапно выныривает пешеход в надежде, что я вовремя заторможу... Еще хуже обстоит дело на тех участках трассы, где пешеходы проложили «партизанские тропы».

— Проверки состояния осветительных приборов вблизи пешеходных переходов проводятся регулярно. Освещение есть практически везде, другое дело, что оно может быть неисправным. Сообщайте нам о конкретных фактах подобной бесхозяйственности — вмешаемся, поможем. Ситуацию с «партизанскими тропами» тоже нельзя оставлять без внимания. На одном из участков трассы М1 грибники в свое время устроили «несанкционированные шествия». Поступил сигнал. По нашему настоянию установлено ограждение вдоль дороги и оборудован хорошо освещенный пешеходный переход.

Стоять или ехать?

Звоню от имени ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в доме N 8 по улице Червякова в Минске. Наш двор превратился в проезжую часть. Транспорт с улицы Веры Хоружей транзитом следует через дворовую территорию на Старовиленский тракт. Так короче. А до мучений жильцов водителям дела нет. За последнее время было совершено два наезда на ветеранов!

— Спасибо за звонок. Непременно поможем. Лично этим займусь.

Людмила Антоновна Сверчкова, минчанка. Я по поводу стихийной автостоянки во дворе дома по улице Немиге, рядом с которым «МакДональдс». Почему бы нам не позаимствовать европейское правило: припарковался в неположенном месте — квитанцию о штрафе под дворник авто.

— Я в курсе вашей дворовой проблемы и городские власти — тоже. Напротив вашего дома уже строится многоуровневый паркинг. С его вводом дефицит парковочных мест рядом с вашим домом исчезнет и жильцам станет легче дышать. По поводу квитанции под дворник — это предложение уже прорабатывается в законодательном порядке.

Я наверняка не первый обращаюсь к вам по поводу стоянок под окнами. В Минске это очень большая проблема. Наш двор — Асаналиева, 6 — не исключение. Зеленая зона, тротуар — все забито. Исправит ли положение строительство паркингов? В двух остановках от нашего дома есть охраняемая стоянка. Однако соседи–автолюбители предпочитают держать свои авто прямо перед подъездом.

— Во многом это вопрос общей культуры. Хотя, конечно, есть и объективные сложности. Сегодня Минск обеспечен парковочными местами лишь наполовину. В новых микрорайонах, где идет строительство, резервируются площади для размещения гаражей и стоянок, удаленных от жилых домов. Но вы правильно заметили: если хозяин легковушки ценит лишь собственный комфорт, не замечая вокруг себя других людей, никакие архитектурные решения не спасут. На непонятливых будем воздействовать рублем. В новом Кодексе об административных правонарушениях, который вступит в силу предположительно в первом квартале будущего года, предусмотрены достаточно жесткие санкции за нарушения правил парковки.

Примите сигнал SOS с улицы Максима Танка. Между домами N 4 и N 6 стоит знак «Въезд воспрещен». Тем не менее все кому не лень устраивают ралли во дворе: на нашей улице много магазинов. Рядышком — платная парковка. А толку?

— С 1 января 2007 года начнет действовать Указ Президента «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок». Суть документа? Областным и Минскому городскому Советам депутатов рекомендовано не взимать плату на стоянках и парковках, расположенных рядом с рынками, торговыми центрами, магазинами и объектами социально–культурного назначения.

Славу Богу, дозвонился! Жильцы нашего дома по минскому проспекту Независимости намерены навести порядок во дворе собственными силами: поставить шлагбаум неконтролируемому потоку машин. Законно ли наше решение?

— Тут вот какой нюанс. Как прорвется через шлагбаум скорая помощь или пожарный автомобиль? Установка таких конструкций возможна лишь при условии беспрепятственного доступа во двор обслуживающего и специального транспорта. Поэтому данный вопрос требует предварительного согласования с соответствующими службами Мингорисполкома.

Сергей Тихонович Германович. Наверняка, Игорь Арсеньевич, вас засыпали жалобами о парковках. Одним несанкционированные парковки мешают, другим негде поставить машину. Так вот, я бы хотел похвалить светлую голову, которая нашла если не выход из положения, то, по крайней мере, облегчила проблему дефицита парковочных мест. Я имею в виду так называемые притротуарные парковки в тех местах, где их технически можно оборудовать. Этот опыт будет развиваться?

— Несомненно. Строительство таких парковок начато в Минске в 1996 году по инициативе Госавтоинспекции. Только в Минске сегодня 300 притротуарных парковок на 4.500 мест. Уверяю вас, что при реконструкции улично–дорожной сети необходимость увеличения количества таких кратковременных стоянок будет учитываться.

Дорожная этика

Звоню из Гомеля. Антон Павлович, водитель с 20–летним стажем. Вопрос о приоритете пешехода на дороге. Ей–богу, в последнее время некоторые пешие участники дорожного движения ведут себя просто по–хамски. Разгуливают по проезжей части, как по тротуару. Лень пройти в буквальном смысле три шага до «зебры». Иная мамаша мало того, что сама бросается под колеса, так еще и ребенка за собой тащит. До трагедии — доли секунды. Почему размеры штрафов за подобные нарушения не соответствуют суммам наших, водительских, штрафов?

— Абсолютно с вами согласен: проезжая часть, за исключением «зебры», — не место для пешехода. Что касается санкций, давайте дождемся вступления в силу нового административного кодекса, который предусматривает куда большие размеры штрафов за переход дороги в неположенном месте по сравнению с теми, которые есть сегодня. Кроме того, мы делаем ставку и на воспитательные меры. Начинать нужно, конечно, с самых маленьких наших граждан. В 2004 году в школьную программу введен обязательный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Изучению правил безопасного поведения на дороге уделяется ежегодно по 7 часов со второго класса по десятый. Для дошколят и школьников систематически проводятся тематические кинолектории, масса профилактических акций. Все это делается для того, чтобы к 18 годам соблюдение ПДД вошло у молодого человека в привычку.

Семен Николаевич Кольцов, Светлогорск. Как профессионал скажите, что делать в такой ситуации: впереди — фура, закрывающая обзор, из–за нее внезапно, вне пешеходного перехода, выскакивает человек. Сбивать пешехода или резко тормозить, превращаясь в мишень для едущих сзади автомобилей?

— Что делать? Все возможное, чтобы избежать наезда на человека ну и, конечно же, уйти от тарана. Если, несмотря на все усилия, водитель затормозить не успел, следствие будет разбираться, была ли у него техническая возможность для маневра. И напрасно автолюбители думают, что пешеход, ставший виновником аварии, не может быть привлечен к ответственности, в том числе и уголовной. Примеров, опровергающих эту точку зрения, сколько угодно.

Добрый день! Леонид Петрович из Минска. Кручу баранку вот уже 50 лет. Хочу призвать к порядку наглецов за рулем. Бывает, едешь и диву даешься: «скорая» мчится спасать человека, а никто и не думает уступить дорогу. Если горит попутный зеленый свет, редко кто остановится перед трамваем, из которого выходят пассажиры. Спрашивается, знакомы ли эти водители с ПДД?

— Уверяю вас, правила дорожного движения можно игнорировать до поры до времени. Грубых нарушителей мы лишаем прав безжалостно. Кроме того, в районах остановок общественного транспорта сотрудники ГАИ несут службу регулярно. Ситуация не пущена на самотек.

Здравствуйте! Марина, молодой водитель. Права у меня всего 9 месяцев, но в ДТП я не попала еще ни разу. Между тем автолюбители–мужчины воспринимают меня, мягко говоря, неадекватно: сигналят, подрезают.

— Может, вы красивая женщина?

— Вполне, и машина у меня красивая. Ну и что из этого?

— Знаете, если серьезно, я убежден, что дамы аккуратнее водят машину. Если вам доведется бывать в Европе, вы приятно удивитесь: там человек человеку на дороге — друг, независимо от того, кто за рулем: джентльмен или леди. Предлагаю и нашим водителям быть джентльменами на дороге.

Борис Аркадьевич, Слуцк. Иной раз приходится читать в газетах откровения звезд, в том числе и по поводу их любви к езде с ветерком. А что, знаменитостям у нас можно все?

— На дороге все равны. Сотрудники ГАИ исключений ни для кого не делают.

Меня зовут Василий. Работаю водителем– «дальнобойщиком». Живу в Барановичах. Думаю, с моим мнением солидарны все водители: человек, бредущий по трассе в темноте, — бомба замедленного действия. Сейчас пешеходам активно предлагается обозначать себя фликерами. К сожалению, сколько езжу, еще не встречал ни одного сознательного.

— Согласен с вами: тут без, так сказать, добровольно–принудительных мер не обойтись. Впрочем, сдвиги есть. Некоторые хозяйства уже обеспечили своих работников спецодеждой со встроенными светоотражающими элементами. Советую и остальным последовать этому примеру. Хочу также обратиться к руководству предприятий легкой промышленности: активнее используйте фотоэлементы при пошиве детской одежды. Маленькая деталь, которая не очень удорожает себестоимость продукции, но может спасти жизнь.

Константин Борисович, Брест. Когда наконец будут приняты самые крутые меры к пьяным водителям?

— Как только вступит в действие новый КоАП. Наряду со штрафными санкциями законодатели предусмотрели за управление автомобилем в пьяном виде не только штраф и лишение прав, но и административный арест. Если человек сядет за руль нетрезвым еще раз, ему грозит уголовная ответственность.

Точность — вежливость сотрудника ГАИ

Разрешите представиться: Владимир Николаевич Заболоцкий. Сегодня сотрудники ГАИ часто используют приборы видеофиксации нарушений скоростного режима. На основании показаний такого прибора меня недавно тоже остановили на трассе Брест — Минск — граница Российской Федерации. Какие документы должны быть у инспектора ГАИ, которые бы подтверждали, что техника сертифицирована?

— Свидетельство о государственной поверке данного прибора. Причем водителям следует обращать внимание на срок действия документа (обычно это год). Если такое свидетельство имеется и оно не просрочено, значит, прибор сертифицирован, может использоваться для измерения скорости движения и не допустит погрешности. Точность — вежливость сотрудников ГАИ.

Беспокоят из Вороновского района. В середине декабря у меня выходит срок лишения водительских прав. 1 декабря я заблаговременно прошел медкомиссию. Будет ли действительна полученная справка при пересдаче экзамена?

— По правилам медкомиссию нужно проходить после окончания срока лишения прав. Однако в вашем случае это не столь принципиально. Если не решите вопрос в районном отделе или областном управлении ГАИ, обращайтесь к нам.

Анатолий Иванович Кудрявец, Червенский район. 17 ноября у меня угнали машину, в которой хранились права. Какие нужны документы, чтобы восстановить водительское удостоверение?

— Если вы получали водительское удостоверение в Беларуси, то только медицинская справка и квитанция об уплате соответствующих сборов. Без всяких экзаменов вы получаете сначала временное разрешение на управление автомобилем, а через месяц — постоянное водительское удостоверение.

Вилейский район, Баранов. У меня машина с правым рулем. Имею ли я право ее эксплуатировать?

— Да, если машина уже зарегистрирована в Беларуси. Однако перерегистрация таких автомобилей запрещена. Так что продать его вы не можете.

Время проходить техосмотр, но моя машина неисправна. Смогу ее починить только ближе в весне. Нужно ли где–то зафиксировать этот факт, чтобы потом не было проблем?

— Проблем не будет. Главное, чтобы вы не садились за руль до того, как не устраните все неполадки. И первый ваш выезд должен быть на диагностическую станцию.

Валентин, Бобруйск. Как вы относитесь к идее маркировки автозапчастей? Перспектива купить кота в мешке на авторынке откровенно пугает.

— К этой идее Госавтоинспекция относится положительно, так как маркировка запчастей, узлов и агрегатов транспортных средств очень помогла бы в профилактике и раскрытии краж и угонов.

Беспокоят вас из Могилевской области. Как я понимаю, работники ГАИ должны быть помощниками на дорогах.

— Совершенно верно.

— Недавно со мной произошла неприятная история. Я на три дня опоздал со страховкой «автогражданки». Неумышленно, конечно. Меня остановил сотрудник ГАИ и составил протокол. Юридически я, конечно, не прав. Но по–человечески можно ведь было войти в положение и ограничиться устным предупреждением?

— Напрасно вы обижаетесь. Инспектор выполнил свои должностные обязанности.

Объясните, пожалуйста, прав ли я в такой ситуации. Водителя моей фирмы сотрудники ГАИ остановили и освидетельствовали на месте на предмет наличия алкоголя в организме. Тест показал положительный результат. Я тут же отвез парня к медикам. Врачи опровергли результаты теста. Однако в ГАИ я ничего доказать не смог.

— Окончательный диагноз имеет право поставить только медработник. Попавший в такую ситуацию водитель может самостоятельно пройти медицинское освидетельствование, однако не позже, чем в течение двух часов с момента происшествия. Обращайтесь к нам в управление, если все факты подтвердятся, аннулируем протокол.

Минск на проводе. Почему в последнее время не видно сотрудников ГАИ с радарами?

— Чему вы лично больше доверяете: показаниям ручного прибора или электронного? Что касается правовой базы, по закону любое средство технического контроля, зарегистрированное в установленном порядке, может служить доказательством допущенного правонарушения. Видеофиксация — куда более надежный способ выявления нарушителей, поскольку в его основе — принцип объективности, а не избирательности.

Анна Степановна, мать будущего водителя, а ныне курсанта автошколы. Качество подготовки на водительских курсах — вопрос наболевший. Что делается, чтобы повысить уровень образовательного процесса?

— С 1 июля нынешнего года подготовкой и переподготовкой водителей занимаются только автоучебные организации, имеющие сертификат соответствия. В результате сертификации автошколы, которые не в состоянии обеспечить должный уровень обучения, отсеялись. Контроль за учебным процессом ведется постоянно. В прошлом месяце, например, из–за выявленных грубых нарушений семи автошколам запрещена регистрация новых учебных групп.

Вероника, водитель. Что означают таблички «Видеоконтроль»? За нами следят?

— Скорее, предупреждают о необходимости соблюдения ПДД.

Казимир Петрович из Минска. Куда с минских улиц исчезли эвакуаторы?

— Причины чисто технические. Техника старая, требует ремонта. Однако в ближайшее время операция «Эвакуатор» на центральных улицах города возобновится.

Андрей Федорович, житель Брагинского района. Повышают ли сотрудники ГАИ свою квалификацию?

— В обязательном порядке. Стимул у коллег повышать свой общеобразовательный уровень серьезный. Дважды в год каждый сотрудник ГАИ сдает практический и теоретический экзамен. Кроме того, регулярно проводятся смотры–конкурсы на звание лучшего инспектора ДПС. Тесты на профпригодность сдают и во время сборов–совещаний по отдельным направлениям деятельности ГАИ. А в начале следующего года впервые в стране пройдет конкурс на лучший участок. Наиболее дисциплинированных и профессиональных сотрудников поощряем, с нерадивыми — расстаемся без сожалений.

Фото Александра КУЛЕВСКОГО, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter