Ах, как хочется напиться

Под видом питьевой воды продолжают рекламировать спиртное

Под видом питьевой воды в Минске продолжают рекламировать крепкий алкоголь

Реклама сделала то, что должна была. Мне до жути захотелось купить дивной питьевой воды нескольких раскрученных белорусских брендов. Но поход в ближайший сетевой магазин разочаровал: на прилавке, как оказалось, заветную жидкость днем с огнем не найти. Нет тут такой продукции и никогда не было, изумляются продавцы. Ладно, решил поискать в городе после работы. С пристрастием.

«Мужчина, может, вам спиртное?»

Железнодорожный вокзал переливается сотнями огней и зазывает витринами десятков продуктовых магазинчиков. В них можно найти все, но только не питьевую воду нужных наименований. На мои наивные вопросы и расспросы продавщицы откровенно посмеиваются и недоверчиво хмурят брови…

 — Мужчина, вам, может, спиртное с таким названием нужно? Так вы в соседний супермаркет загляните или вон через дорогу прогуляйтесь. На вокзале реализация горячительного запрещена, а там точно есть, — сжалилась одна из женщин, торговавшая пиццей, сосисками в тесте и всевозможными без¬алкогольными напитками. — Питьевой воды с такими наименованиями, как вы называете, у нас ни разу не было даже летом… Вы часом не из госконтроля?

Иду в «соседний супермаркет». Обилие выбора приятно радует глаз, но надо же — опять прокол. На стеллажах мирно соседствуют десятки видов минералки и питьевой воды из Беларуси, Грузии, России… Однако тех, что активно рекламируют в столице, почему-то не найти. Зову на помощь завмага.

— Я понимаю, о какой продукции вы говорите, но у нас на реализации ее ни разу не было. Извините, — пожала плечами заведующая.

Не поленился, проверил: в секции с крепкими напитками этого магазина интересующие меня «воды» представлены во всем алкогольном разнообразии. Но вот утолить ими жажду совсем не тянет.

В привокзальных продуктовых магазинах — та же песня: искомый товар не завозился, но есть алкоголь с такими же названиями.

На след вожделенной питьевой воды спустя полчаса «Р» удалось чудом напасть в ГУМе. Небольшой продуктовый закуток на первом этаже возле лестницы. «Да, в июне одну из перечисленных вами питьевых вод нам завозили. Потом уже нет», — извиняется за отсутствие нужного покупателю ассортимента дежурный продавец.

«Конкуренты окажутся в такой же ситуации» 

В крупном супермаркете вниз по проспекту Независимости автора этих строк ждали знакомые улыбки продавщиц: «Вам точно питьевую воду? А то у нас данная продукция представлена совершенно в другом отделе». Я обошел еще ряд магазинов в центре города, два сетевика и гипермаркет в спальном районе. Итог: по нулям.

Что ж, пришел час домашних заготовок. Смотрю в блокноте адрес фирменного магазина одного из производителей нужной мне воды. Если уж и там нет… Маршрутный автобус, выхожу в районе Веснянки, вот искомый адрес. Внутри торговой точки — стеллажи спиртного все с тем же набившим оскомину названием.

— Нет, такой питьевой воды нет, и, когда она появится, сказать сложно. Посмотрите лучше в других магазинах, — качает головой продавец.

Благодарю за подсказку. И направляюсь в крупный сетевой магазин неподалеку. Там тоже «не было и сейчас в наличии нет». Спасибо, алкоголь с такими названиями мне не нужен.

Решаю спросить у самих производителей, где можно найти их питьевую воду. Реклама есть, причем в изобилии, а продукции не видно. Может, это такой маркетинговый ход?

— Реализацией нашей питьевой воды по республике занимается более 1200 торговых точек. Это все, что наше предприятие может вам сообщить, — добросовестно передала слова своего отказавшегося от интервью директора секретарь столичного завода — производителя спиртного. Ни точных объемов, ни адресов, ни перспектив.

Звоню конкурентам, также выпускающим широко разрекламированную питьевую воду. Ту самую, за которой мне предлагали отправиться в «другой отдел».

— Мы выпускаем тысячи и десятки тысяч декалитров воды, которая реализуется в 1000 магазинов по всей стране. Где можно купить ее в Минске? Ну, это нужно уточнять у поставщиков… Знаю только, что она завозится в разные торговые точки города и очень быстро расходится. Сейчас мы выпускаем воду меньшими объемами, летом — большими, — рассказала «Р» Алина Жук, начальник отдела маркетинга компании — производителя спиртного. — Мы запустили питьевую воду с названием своей алкогольной продукции в 2010 году. Разумеется, все уже наслышаны, что Министерство торговли сейчас разрабатывает указ, запрещающий подобную рекламу. Но на это им понадобится время… А пока у нас есть законные основания предлагать населению подобную продукцию подобным образом. Поэтому глобальных переживаний по поводу предстоящего запрета нет: конкуренты ведь окажутся в такой же ситуации. К слову, в перспективе мы планируем выпуск воды, не связанной с алкогольной продукцией предприятия.

Скрытый маневр

В Министерстве торговли «зонтичные бренды» видят насквозь, но при этом понимают: взять вот так все и одним махом запретить нельзя. На то нужны веские, законные основания.

— «Зонтичные бренды» в рекламе алкоголя начали активно развиваться в Беларуси после того, как в ноябре 2007 года вступил в силу запрет на наружную рекламу данной продукции. При этом в законе уже тогда было четко прописано требование к рекламированию «зонтичных» товаров, которые выпускаются под такими брендами. Наименование такого продукта должно быть написано шрифтом, идентичным размеру самого товарного знака. Так что, спиртное это или минералка, будет видно за версту. Все это говорит о том, что уже 6 лет назад мы осознавали эту проблему и на тот момент ее урегулировали, — рассказывает «Р» Ирина Барышникова, начальник Управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли. — Что мы видим сегодня? Производителям алкоголя стало мало наружной рекламы, и они пошли на телевидение. Недавно рекламный ролик одной минеральной воды, который транслировался по ТВ, Минторг признало скрытой рекламой алкоголя. Мы составили административный протокол и направили его в суд для принятия решения. Сейчас данная реклама передана на экспертизу в Минздрав и БГУ. Вскоре эксперты дадут свое заключение.

Скрытую рекламу алкоголя на бигборде не утаишь. Как ни маскируй ее под минералку или питьевую воду. Это подтвердили и жалобы, поступившие в Минторг от жителей Минска. Впрочем, не только от них. Свою категорическую позицию по данной проблеме высказали представители МВД и Генпрокуратуры. Поскольку изменения в закон о рекламе в этом году уже вносились, решено было действовать через указ Президента.

— Его проект уже подготовлен, согласован с Минздравом, «Белгоспищепромом», иными заинтересованными и передан на рассмотрение в Совет Министров. Данный документ вводит запрет на рекламу товаров, которые выпускаются под брендами или наименованиями, тождественными или схожими до степени смешения с брендами или наименованиями алкогольных напитков. Речь идет о местах, где запрещена наружная реклама алкоголя. Там же, соответственно, будет запрещена и реклама минеральной воды с таким товарным знаком, — объясняет Ирина Барышникова. — Уверена, эта норма расставит все точки над «i» и отобьет у производителей охоту заниматься скрытой рекламой.

Перекосы нужно устранять

Одно непонятно: зачем такая сложная согласовательная процедура, если можно было по косвенным фактам доказать истинные планы производителя? Например, запросить данные об объемах выпуска и продажи означенной продукции и сопоставить их с суммами, затраченными на рекламу. Или просто пройтись по магазинам тех городов, где висят рекламные щиты, и попытаться купить предлагаемый покупателю товар. Оказалось, такие запросы Минторг уже делало — и цифры тогда продемонстрировали несоответствие. Но тут не все так просто. При выводе на рынок любого «зонтичного бренда» такая диспропорция считается нормальной, тем более что производители клятвенно пообещали нарастить объемы выпускаемой продукции.

Хорошо, но что тогда делать с магазинами? Вместо питьевой воды на прилавках стоит только алкоголь с таким же названием… Разве можно рекламировать то, что потом нельзя купить? Если это и вправду так в 100 из 100 случаев, то рекламу признают недостоверной. Но при этом специалисты объяснили: если рекламируемый товар продается даже в одной торговой точке города, нарушений нет.

— В 2010 году были отменены нормативы на рекламу, поскольку во многих случаях они объективно сдерживали рекламную активность отечественных предприятий по продвижению своей продукции. Например, операторов мобильной связи. Тем не менее мы видим: в случае «зонтичных брендов» алкогольной продукции наблюдается явный перекос, — отмечает Ирина Барышникова. — При этом нужно понимать, что реклама питьевых вод, о которых мы ведем речь, согласована с Мингорисполкомом и в данный момент распространяется на законных основаниях. Другое дело, что она не удовлетворяет потребителей рекламы. Именно поэтому и решено внести изменения в законодательство. Когда вступит в силу указ? Через 3 месяца с момента подписания документа Президентом Беларуси.

Иллюстрация: Николай ГИРГЕЛЬ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter