Аист на крыше — мир на Земле

Молва гласит, что аист приносит счастье тому человеку, на чьем доме он гнездится...

Народная молва гласит, что аист приносит счастье тому человеку, на чьем доме он гнездится. Его называют птицей судьбы, предвестником счастья и благополучия. В Греции со времен Аристофана и Софокла аист был олицетворением заботы о родителях. Считалось, когда птицы становились старыми и теряли оперение, молодые выщипывали у себя перья и «одевали» родителей.

Вспомнилась эта легенда, когда подъезжала к дому ветерана Великой Отечественной войны Антона Георгиевича Рыся в деревне Конно Зельвенского района. Найти дом не составило труда, односельчане сказали, что на крыше – большое гнездо аиста. А рядом с домом — памятник погибшим воинам, за которым ветеран всю жизнь ухаживает. Недавно Антон Георгиевич отпраздновал свое столетие. В такие почтенные годы он не один, живет вместе с сыном Николаем и невесткой Ниной. Другой сын, Антон, живет в Вилейке, дочь – в России. Радость дедушки — семь внуков и десять правнуков.

Во время Первой мировой войны семья Рысь уехала в Украину. На Зельвенщину вернулись, когда Антону было десять лет. В многодетной семье приходилось много работать, помогать родителям. И все же отец хотел, чтобы дети учились, потому и отправил Антона в единственное в Конно народное училище, где обучение шло на польском языке. Пять классов в училище стали его жизненными университетами. Учиться дальше не пришлось, надо было работать и помогать семье. Еще подростком Антон пошел подмастерьем в портновский заклад в Волковыске. Потом была служба в армии и учеба в подофицерской школе, которую он закончил с оценкой «хорошо». После увольнения из армии Антон снова вернулся в портновский заклад, но теперь хозяин назначил его мастером над подмастерьями.

В родной деревне он нашел свою судьбу. С женой Марией построили большой дом, чтобы места хватило для всей дружной семьи. Но счастливо зажить в новом доме не удалось: началась война. Призвать в армию в западных районах Беларуси никого не успели, враг быстро занял города и деревни. Так что на войну мужчины уходили вместе с частями освободителей летом 1944 года. Призвали в ряды Красной армии и Антона Георгиевича. В составе 1611-й зенитно-артиллерийской части, где он был телефонистом, дошел до Берлина. В одном из боев был легко ранен в ногу, но в медсанчасти не остался, а вернулся в строй и продолжал воевать. Антон Георгиевич награжден медалью «За победу над Германией». В декабре 1945 года вернулся на родину, где воина ждали жена и дети. Младшего сына в честь отца назвали Антоном.

В трудовой книжке Антона Рыся всего три записи: о принятии на работу заведующим магазином, повышении квалификации и освобождении от занимаемой должности в связи с выходом на пенсию. Вначале лавка на дому находилась тут же, в доме. В одной половине жила семья, в другой — Антон Георгиевич торговал. Потом недолго магазин размещался в местном клубе. А когда кооператоры построили отдельный магазин, он стал там заведующим и в этой должности проработал 22 года: с 1950-го по 1972-й.

Односельчане рассказывают, что Антон Георгиевич всегда был самым уважаемым человеком в деревне. Он не просто продавал тот товар, что был в магазине, а старался угодить каждому покупателю. Была у него специальная тетрадка, куда завмаг записывал заявки, а потом завозил нужные товары. Не так просто было в пору дефицита что-то раздобыть, но ему удавалось. С одной стороны, была у Рыся торговая жилка, с другой — его душевные качества, доброта не позволяли оставить просьбы людей без внимания.

Что интересно, тянулись к нему деревенские дети. Он вовлекал детвору в сбор металлолома и тряпья, даже свиной щетины. Принесут ребята собранное, а он часами мог рассказывать, где будет перерабатываться это сырье, что из него сделают. Всегда давал детям возможность заработать на сладости, и те старались. Принимал в магазине и картошку, так люди всей деревней выходили на перекопки.

Не только за покупками ходили к нему односельчане, но и за простым советом. Отличался Антон Георгиевич умом и рассудительностью, житейской мудростью. Вместе с братом Федором они первыми в деревне стали выращивать виноград. До той поры никто в Конно и не знал, что такое «изабелла». Занимался пчелами. Кстати, невестка Нина Николаевна считает, что именно благодаря пчеловодству Антон Георгиевич перешагнул столетний рубеж. Всю жизнь занимаются пчеловодством его братья, одному 92-й год, другому — 82-й, сестре — 82-й. Кто знает, может, и дают пчелы людям какую-то силу.

— Я думаю, у Антона Георгиевича остался нереализованным талант музыканта, — рассказал бывший односельчанин Николай Шлык. – Он часами мог слушать аккордеон. Как только сосед заиграет, он тут как тут. Самоучка с образованием пять классов, он интересовался достижениями науки. Если в деревню приезжал ученый, инженер, Рысь мимо не пройдет, непременно заведет разговор и даже дискуссию. Было время, когда единственный в деревне телефон стоял в магазине. К Рысю ходили «на переговоры» с детьми. Соседи просили позвонить в контору хозяйства заказать лошадь. Он же вызывал всем «скорую помощь».

Сегодня Антон Георгиевич очень расстраивается, что не может участвовать в разговоре, плохо слышит, о чем люди говорят. Не может ухаживать и за любимыми кроликами. Но не преминет спросить, вскопали ли огород, скошена ли трава у памятника. Теперь сын Николай заменил отца и ухаживает за памятником погибшим землякам.

Накануне 65-летия Великой Победы Антон Георгиевич принимал подарки и поздравления от председателя Гродненского обкома профсоюза работников потребительской кооперации Александра Черняка.

Когда мы покидали дом ветерана, заметили, что в гнезде обустраивается аист. Пока прилетел один, но со дня на день должен появиться и второй. Существует поверье, что люди издревле старались привлечь аистов на гнездование. Село, в котором поселилось много аистов, могло рассчитывать на богатый урожай и не бояться засухи. А еще считалось, что аисты хорошо разбираются в людях и селятся только у добрых и работящих. Неспроста эта умная птица выбрала дом Рысей. Кстати, раньше гнездо находилось на дымоходной трубе, и, как только аисты прилетали, печь уже не топили. А после того как трубу разобрали, аисты переселились на крышу дома, так и не захотев сменить «прописку».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter